ПОЧТИ КАК В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Берем благословение у игумена и вместе с экономом монастыря – отцом Иаковом спускаемся в подземелье. Отец Иаков рассказывает об устройстве Воскресенского храма. При входе установлен лифостратон с фигурой Иисуса Христа в терновом венце. Он символизирует темницу, в которой находился Иисус до суда у Пилата. Далее две ниши. В одной оборудован вертеп с изображением сцены рождества Христова, в другой находятся мощи основателя монастыря святителя Иакова.
Проходим в алтарную часть. Слева – маленькая комнатка – ковукля. Чтобы войти в нее, нужно низко-низко наклониться, практически к самому полу. В пещерке стоит макет гроба Господня, окруженный лампадами.
Отец Иаков рассказывает, что храм был оборудован в начале ХХ века при епископе Иосифе на средства монахини Вероники – овдовевшей статской дамы. По ее завещанию она была погребена под плитами этого храма. Еще один необычный храм, построенный в то время – во имя главной святыни Ярославской епархии – Толгской иконы Богоматери, расположен в монастырской башне. Службы там тоже проводились очень редко. Каково предназначение этих храмов, до сих пор остается загадкой. Отец Иаков предполагает, что они были построены как напоминание о великих святынях.
– Не у каждого человека есть возможность отправиться в паломничество к гробу Господню в Иерусалим, – говорит он, – а тут вроде как побывал на Святой земле. Когда монастырь закрыли, подвал зачем-то затопили водой, прекрасные росписи, которые были на стенах, оказались полностью утраченными. Воду мы откачали, но несколько лет потребовалось для того, чтобы просушить храм. Сделали дренажи вокруг здания, закупили специальные установки для просушки, но до нынешней Пасхи служб здесь не проводилось – слишком высока влажность.
В этом году в Пасхальный понедельник здесь пройдет первая служба.
ОТЕЦ ИГУМЕН И БРАТИЯ
По мнению игумена Серафима, самая большая милость, посланная Богом человеку, – чудо обретения веры. Он рассказывает о том, как будучи столичным жителем, сыном московских журналистов, впервые услышал в сердце голос Бога.
– В какой-то момент Господь меня посетил, и душа стала искать совершенно другого – стала искать Бога, – рассказывает игумен Серафим, – тогда появилось такое сильное желание все оставить и уйти в монастырь, что я бросил институт и уехал в Ростов. Сначала был на послушании в Успенском соборе, потом меня направили в Спасо-Яковлевский монастырь.
Отец Серафим – самый молодой из ярославских игуменов. Ему едва за 30. При нем в монастыре открылось мужское училище, в котором молодые люди постигают азы духовного образования. Здесь изучают обычные для семинарии предметы – литургику, Ветхий и Новый завет, историю Православной церкви, практическое руководство для пастырей. В училище 25 семинаристов, среди которых не только вчерашние школьники или молодые люди, прошедшие армейскую закалку, но и вполне зрелые мужчины.
– Как-то сама собой сложилась у нас традиция принимать отставных военных, – рассказывает ректор духовного училища отец Елиферий (Колодезный). – Все началось с одного мужчины, которого в 45-летнем возрасте уволили из армии, и он ходил к нам на службы, а потом пожелал учиться. Вслед за ним пришло еще несколько человек в возрасте от 40 до 50 лет. Люди со званиями. Есть среди них и майоры, и даже полковник. Мы стараемся расселить их так, чтобы в каждой комнате с молодыми ребятами жил один старший. Дисциплина от этого сразу же улучшается, да и сама атмосфера становится более здоровой.
Хотя, как признался отец Елиферий, есть и такие студенты, которых приходится отчислять – и за дисциплину, и за неуспеваемость. Если в прежние времена прежде чем принять постриг в послушниках ходили по 10, а то и 20 лет, то теперь монастырские порядки сильно изменились. Но и сегодня не все выдерживают монастырскую жизнь, и бывает, что уходят в мир, не вынеся тягот и лишений.
Хотя немало, конечно, и таких, кто радует начальство своими успехами. В самом начале Великого поста один из них – Александр Аниканов был рукоположен в священнический сан. Учатся в училище и послушники из других мужских монастырей, которые в дальнейшем решили связать свою жизнь со стезей священства.
В порядок к Пасхе приводят не только душу. Монахи, послушники и трудники наводят чистоту: моют храмы, стригут кусты, убирают дорожки и клумбы. А на кухне уже вовсю идет приготовление к Пасхальной трапезе.
ХАЧАПУРИ
НА ПАСХАЛЬНОМ СТОЛЕ
Ростовским монахам повезло в том, что заправляет трапезой отец Зенон – грузин по национальности, у которого прирожденный талант повара. Уже с понедельника началась подготовка к пасхальному обеду. Собирается молоко, из которого готовится творог. Потом его пропускают через мясорубку, кладут в специальные формы, сверху накладывают гнет и держат три дня. К пасхальной ночи кушанье будет готово.
Отец Зенон никак не может удержаться, чтобы не побаловать братию своими национальными блюдами. Потому на пасхальном столе обязательно будут хачапури и сациви и непременно несколько сортов домашнего сыра: меретийского, голландского, сулугуни. И, конечно же, виноградное вино, которое изготовляет сама братия по очень простому рецепту – виноград в больших чанах мнут ногами, затем несколько раз сливают сок, ждут, когда он настоится, процеживают через марлю – и чудесный напиток готов.
Пасха в монастыре – это день, которого ждут весь год, это пик духовной жизни монахов. А потому каждый год она заново переживается насельниками, и всегда проходит в великой радости. После службы вся братия пойдет разговляться на общую трапезу, здесь же наместник подарит каждому подарок. Потом братия поздравит наместника и тоже преподнесет подарки – это, как правило, что-то приготовленное своими руками: расписанное яйцо, икона или четки. Пасхальное утро в монастыре встречают колокольным звоном, а затем всю неделю идут праздничные службы с крестными ходами.
На пасхальной неделе каждый может подняться на колокольню и звонить в колокола. Особенно нравится это семинаристам, которые с удовольствием выписывают пасхальные перезвоны.