Безработный Александр (имя изменено) не раз сдавал кровь как донор. Но пятого ноября прошлого года в железнодорожной больнице ему поставили страшный диагноз – ВИЧ-инфицирован. Заразился молодой человек через иглу, поскольку был наркоманом.
Диагноз «СПИД» категорически запрещает человеку быть донором. Александра поставили на учет в центре профилактики и борьбы со СПИДом,
а его данные появились в картотеках всех станций переливания крови. Это, впрочем, не мешало молодому человеку пытаться сдать кровь вновь и вновь, но медики эти попытки пресекали.
Тогда парень придумал вот что. В день донора в объединении «Автодизель», который проходил на базе ДК имени Добрынина, Александр пошел сдавать кровь по паспорту брата, работника этой организации. Тот, в свою очередь, сдавал кровь по военному билету. Кстати, с ними была и сожительница Александра. Женщина догадывалась, что ее возлюбленный болен СПИДом, но не была в этом уверена. Молодым людям удалось ввести в заблуждение врачей – братья очень похожи.
То, что кровь донора заражена, выяснилось на следующий день. Врачи сообщили в милицию, и «террориста» задержали.
– Мне совершенно непонятно, какими мотивами руководствовался этот молодой человек, – рассуждает главврач областной станции переливания крови Анатолий Воронин. – Он говорит, что ему очень хотелось добыть денег на еду, но, с другой стороны, тех ста рублей, что он получил за триста граммов крови, на многое и не хватит. Я недавно видел по телевизору, как ВИЧ-инфицированная женщина заразила сорок мужчин из мести. Конечно, не думаю, что данный субъект руководствовался местью, но кто же знает, что у него на уме.
В центре профилактики и борьбы со СПИДом также подтвердили, что у большинства ВИЧ-инфицированных нарушена психика, поскольку вирус поражает головной мозг.
Как бы то ни было, блюстителей закона волнуют не причины, а факт происшедшего. Прокуратурой Дзержинского района возбуждено уголовное дело по статье 122 ч.2 «Покушение на заражение другого лица ВИЧ-инфицированным лицом, знавшим о наличии у него этой болезни».
– Сейчас мы решаем вопрос о мере пресечения для Александра, – говорит заместитель прокурора Дзержинского района Андрей Травкин. – А пока он задержан.
Возбуждение данного уголовного дела – прецедент для Ярославля. Однако совсем недавно на всю страну прогремел случай с переливанием зараженной ВИЧ-инфекцией крови в Воронеже. Люди обеспокоены – получается, что система контроля несовершенна?
– Уверяю вас, зараженная кровь не может попасть к другому человеку, – говорит Анатолий Воронин. – Потому что сразу после сдачи она проходит тест-анализ, где и выявляется наличие в ней антител. Тогда кровь эту мы уничтожаем, а человека направляем в центр борьбы со СПИДом, где с ним начинают работать специалисты.
Примечателен тот факт, что антитела в крови зараженного СПИДом человека появляются в течение шести месяцев. То есть до момента их выявления больной может сдавать кровь, и врачи не определят в ней наличие смертельного вируса. Что если Александр уже сдал зараженную кровь до постановки ему диагноза?
– Александр действительно пытался сдавать кровь, – продолжает Анатолий Андреевич. – И к нам тоже обращался, но ему отказывали, потому что гемоглобин низкий. По нашим данным, за полгода до постановки диагноза он не был донором ни разу. Только – раньше. Что касается зараженной крови... Мы сейчас почти не переливаем свежую кровь – только отдельные ее компоненты. В основном из крови мы делаем плазму. Согласно правилам, плазма хранится в холодильнике шесть месяцев, после чего мы вызываем донора на повторную сдачу крови, где и определяем – болен он или нет. Если болен, плазма уничтожается.
Однако случаи заражения СПИДом через донорскую кровь в других регионах России имели место не раз. Поэтому нельзя исключать опасность перелить зараженную кровь. А чем это грозит больному или роженице, не надо говорить.