Молога исчезла с лица земли 65 лет назад. Она стала почти легендой для большинства россиян, но осталась любимой родиной для тысяч мологжан, последних романтиков, ее староверов и духоборцев. С каждым годом их все меньше – время берет свое, но все деятельней становится землячество мологжан, которое ежегодно собирает своих на встречу в Рыбинск со всех концов России, из ближнего зарубежья, из Франции, Голландии, Америки, Африки... В минувшую субботу более сотни свидетелей далеких и трагических для них событий вновь собрались на встречу в общественно-культурном центре.
Было много воспоминаний, рассказов о судьбах тех, кто родился в Мологе. Была минута памяти под стук метронома. Потом – любимые песни и неизменные мологские пирожки, которые всю ночь накануне пек старейший мологжанин Вадим Иванович Гускин. Зал восхищался жизнелюбием Екатерины Шебениной, учительницы русского языка и литературы, Юрия Дележова, почетного строителя России, фронтовика Ивана Коленова, обладателя четырех орденов Славы, неутомимого гармониста и частушечника, маленькой русской «француженки» Зои Яковлевой, чьи семейные реликвии переданы в музей Мологи, Марии Кувшинниковой, мастера городского ландшафта... Всех не перечесть, и почти всем перевалило за восемьдесят. Но просто покорил своей молодостью и энергией представитель старинного рода Багровых, который приехал вместе с внучкой из Москвы, – один из немногих, кто жил еще в дореволюционной Мологе. Олег Николаевич разменял уже девять десятков лет, но и сегодня душой прикован к Мологе.
И все же встреча землячества в 2006-м была особой. Мологжанам показали новый фильм о Мологе, снятый режиссером «Леннаучфильма» Николаем Макаровым. Двадцать лет назад выпускник института кинематографии прочел в газете статью о городе, ушедшем на дно Рыбинского водохранилища. Тогда он сделал свой первый фильм о Мологе.
Прошло двадцать лет, и Николай Макаров вернулся к ней. Из двадцати отснятых часов в фильм вошли лишь сорок минут, но каких... Фильм-наблюдение, фильм-исследование, свидетельство того, как живет море и люди на его берегах. И вечный русский вопрос «что делать?», на который в фильме отвечают разные люди.