Первый ответ удалось получить прямо тут же – у рыночного прилавка. Продавщица Ирина напомнила, что скачок цен на зеленную продукцию в конце апреля – начале мая происходил всегда. В это время заканчивается импорт первого урожая западных огурцов и помидоров, выращиваемых в Турции, Испании и в меньшей степени в Греции. Как правило, на рынке их заменяли тепличные огурцы и помидоры нашего региона. Заменили и теперь, однако нынче наш местный огурец стал воистину «золотым». Да и помидор от него не отстал.
Для постоянных читателей «Северного края» такое положение вряд ли стало новостью – еще в номере от 24 января сего года (материал «Шок в стеклянном городе») мы писали об отмене так называемого перекрестного субсидирования, которое позволяло сельскохозяйственным предприятиям платить за тепло вдвое меньше, чем остальным потребителям. И то: легко ли вырастить огурец, которому даже «плюс двадцать» – прохладная температура?
Сегодня, когда теплицы платят за тепло и электроэнергию (в темноте овощи тоже не вырастишь) наравне с остальными потребителями, «энергетическая составляющая» огурца выросла приблизительно вдвое. Вдвое выросла и цена, поскольку все остальные составляющие в этом продукте не отличаются от составляющих его собрата, зреющего где-нибудь на грядке.
Однако это взгляд на огурец только с одной стороны. Как сказали в овощеводческом хозяйстве «Дубки», цены на огурцы выросли по всей России – в том числе и на юге, там, где в теплицах особой нужды нет. Поэтому, устанавливая отпускную цену, хозяйства исходят из рыночной конъюнктуры. Рынок оказался весьма четким регулятором – и если в начале прошлой недели цены на те же помидоры дошли до восьмидесяти пяти рублей за килограмм, то позавчера их можно было купить и за семьдесят.
Упадут ли они еще ниже? Продавцы считают, что если и да – то не намного. Тот же сахар, вокруг которого было еще полтора месяца назад сломано столько копий, тоже с тех пор подешевел, однако не до привычных девятнадцати рублей за килограмм. Дело, очевидно, в инфляции, которой в нашей стране, судя по высказываниям первых лиц государства, практически нет, но которая тем не менее заставляет все глубже заглядывать в кошелек каждого отдельного человека.
В свете этого речь уж не об огурцах. Их скоро снова будет пруд пруди – когда наш не убиваемый никакими перестройками и реформами дачник вновь ринется выращивать сей национальный валовой продукт в промышленных масштабах. Беда только в том, что огурцом не наешься, хоть его десять бочек насоли. Без мяса многим придется уже солонее. Ходят слухи, что важные чины нашего правительства (вплоть до самых главных) уже шлют в Латинскую Америку (преимущественно в Аргентину) телеграмму за телеграммой со слезным криком в стиле героев Салтыкова-Щедрина: «Убоинки бы нам!».