Возможно, так со временем и появится новая учительская династия. Сама же Галина Горчагова вовсе не из семьи педагогов, ее родители – жители деревеньки Соколово Первомайского района – были простыми рабочими. Кроме Галины вырастили еще пятерых детей. Три младшие сестренки первыми пробудили в будущем педагоге стремление к учительству.
– Очень хотелось подготовить их к школе, научить разбирать буквы в азбуке и складывать числа, – вспоминает Галина Сергеевна. – Именно тогда появился в воображении такой образ будущего: вокруг меня собирается много-много детей, которым я что-то рассказываю, объясняю.
А в старших классах Галину увлекла химия. Как это часто бывает, пришла в школу молодая учительница, только что со студенческой скамьи – Ольга Алексеевна Петухова, и...
– До этого мы видели на уроке максимум две пробирки, а тут оказалось: столько интересных опытов можно провести! И всё самим попробовать! – даже сейчас глаза Галины Сергеевны горят от восторга. – А еще Ольга Алексеевна так увлекательно рассказывала о студенческой жизни, что мне захотелось обязательно поступить в институт.
Мечта о высшем образовании воплотилась в диплом Ярославского педагогического по специальности «учитель химии и биологии». Сразу же после окончания вуза Галина пришла работать в свою родную школу в Пречистом. Поначалу преподавать приходилось немного: не было часов, как говорят педагоги. И четыре года Галина параллельно работала вожатой. Опыт неформального общения с детьми бесценен, считает она сегодня, благодаря ему на уроках быстрее находишь подход к детям.
Самым трудным оказался для Галины Сергеевны год, когда к ней пришли пятиклассники, учившиеся в экспериментальном классе по методу Эльконина-Давыдова.
– С ними я поняла: или надо ломать себя, или ломать детей. До этого мне казалось, главная фигура на уроке – учитель. И поэтому я имею право надавить, когда нужно, потребовать, заставить выучить и так далее. А тут другая ситуация: дети хотят учиться! Требовать ничего не надо. Но слишком уж они самостоятельны. Значит, надо изменить собственное сознание, привычные представления. Чему-то поучиться и у них.
– Чему, например?
– Вести не просто диалог, а участвовать в беседе, где каждый имеет право на свою точку зрения. Где учитель не может сказать, что он прав, только на том основании, что он учитель, и он старше, и вообще ему лучше знать. Может быть, он даже не всегда главная фигура на уроке!
– Но в принципе-то он нужен?
– Ну в принципе да, – смеется Галина Сергеевна. – Только основная его задача – не знаниями пичкать, а научить учиться. Слишком часто бывает: по предмету – пять, а ребенок ничего не умеет или не знает, где искать какую-то информацию. Я стараюсь сделать так, чтобы дети не принимали сказанное на веру, а могли проверить практически. Пусть они сделают хоть маленькое, но собственное открытие!
Как проводятся эксперименты, удалось увидеть во время открытого урока. Все пятиклашки знают, что при дыхании мы выделяем углекислый газ. А как проверить? Галина Сергеевна спрашивает это у ребят. Звучит предложение – подышать на зеркальце. И тут дети вдруг делают открытие – оказывается, при дыхании мы выделяем еще и воду: на зеркале испарина. Проверяя одно, доказали другое. Кого-то осенило: чтобы доказать, что углекислый газ тоже выделяется, надо подышать через трубочку в пробирку с известковой водой (эта вода, как показала еще в начале урока Галина Сергеевна, от углекислого газа обязательно мут-неет)...
– А почему вы решили участвовать в конкурсе «Учитель года»?
– Хочется подвести какой-то итог, проверить, все ли я правильно делаю. Чтобы оставшееся у меня еще время употребить на пользу детям.
– Галина Сергеевна, некоторые обвиняют систему Эльконина-Давыдова в том, что ученики на уроке слишком много говорят.
– Даже еще обиднее ярлыки вешают: много, мол, болтовни. Но наши дети гораздо увереннее в себе, более самостоятельны, они не боятся спорить со взрослыми, доказывать свою точку зрения. С детьми из обычного класса легко: что скажешь, то и сделают. Но это же неинтересно! А рядом со своими учениками я сама развиваюсь, расту.
Например, благодаря детям освоила Галина Сергеевна такое непростое, но весьма увлекательное занятие, как ландшафтный дизайн. Как-то поделилась с ребятами идеей сделать клумбу перед школой какой-нибудь необычной. Прожект так и остался бы маниловскими мечтаниями, если бы весной дети не напомнили: мы ведь клумбу собирались принарядить. Сами понатащили книг по ландшафтному дизайну и давай изучать. Галина Сергеевна пригласила в качестве консультанта жену одного местного предпринимателя, которая вокруг своего особняка разве что еще сады Семирамиды не разбила.
Разработанный ребятами проект (по которому пока удалось обустроить только половину клумбы) в прошлом году даже завоевал премию в областном конкурсе пришкольных территорий. Получили немного денег для дальнейшего благоустройства. Сейчас трудятся над новыми идеями, причем проект реконструкции (ну и что, что это всего лишь клумба) утверждается самим главным архитектором района!
– Освоив новое дело, вы не захотели сменить профессию? Все-таки в школе проработали уже двадцать лет, наверняка устали. А дизайнер – и звучит красиво, и очень модная специальность.
– Новым знаниям я найду применение. Вокруг моего дома большой участок земли, собираюсь сотки три-четыре под цветы выделить, устрою райский уголок. А уйти из школы не могу. Знаете, когда слышишь на уроке «Так вот, оказывается, почему это бывает!» и видишь горящие глаза детей, испытываешь огромное счастье. Пока так горят глаза моих учеников, я буду работать учителем.