– Юрий Васильевич, как бы вы коротко охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в последние годы в Рыбинске?
– Главная беда города в том, что он стал неконкурентоспособен. Причем не только по сравнению с Ярославлем. Сегодня Рыбинск проигрывает по привлекательности даже таким относительно небольшим городам, как Углич, Ростов, Переславль, где и население в три – четыре раза меньше, и промышленный потенциал значительно слабее. И тем не менее именно в эти города начинают приходить инвесторы, там ведется строительство гостиниц, развивается инфраструктура. Жители этих городов начинают видеть перспективу. В Рыбинске ничего этого нет.
– Большинство проблем Рыбинска до недавнего времени связывали с кризисом власти, когда администрация округа не могла найти общего языка с депутатами Совета. Недавно прошли выборы, начинается разделение округа на город и район. Можно сказать, что ситуация в корне поменялась?
– Пока принципиальных перемен в методах работы исполнительной власти города я не вижу. Дело в том, что у руля остались те же люди, которые два последних года работали на конфликт. Это именно та среда, где они «состоялись». Они настолько увлеклись борьбой, что и сейчас продолжают конфликтовать. Нет Пахарева (бывший председатель Совета депутатов Рыбинского МО. – Прим. ред.) – нашелся новый враг: глава Рыбинского района Китаев. Теперь очередной скандал начинается вокруг раздела имущества между городом и районом. Евгений Сдвижков, став мэром Рыбинска, вновь старается сосредоточить все управление городом только в своих руках. Но хорошо известно, что как только руководитель начинает подменять своих подчиненных, возникает ситуация всеобщей безответственности. Сегодня в администрации нет людей, которые отвечали бы за главные для города направления – стратегию развития, привлечение инвестиций. У мэра нет команды, а без команды эффективно управлять невозможно.
– Вы сказали, что Рыбинск сегодня неконкурентоспособен. В чем, на ваш взгляд, это выражается в первую очередь?
– В том, что многие молодые люди, родившиеся в Рыбинске, не хотят здесь жить. Все, кто может, стараются уехать – в Ярославль, в Москву, в СанктПетербург, за границу. И уезжают они не только потому, что в Рыбинске сейчас чегото нет, а потому, что ничего не делается, чтобы это чтото здесь появилось. Люди не видят перспективы – и это хуже всего.
– При этом, насколько я знаю, в НПО «Сатурн» каждый год приходят молодые специалисты с высшим образованием, причем многие из них приезжают из других городов, в частности из Петербурга, Перми, Самары – городовмиллионников. Значит, они находят здесь интересную работу, видят возможности для профессионального роста…
– Вопервых, этот процесс нельзя назвать массовым: уезжают из города всетаки больше, чем приезжают. Вовторых, НПО «Сатурн» – это не весь Рыбинск. Да, мы приглашаем талантливых выпускников, ищем грамотных специалистов, мы можем предложить им перспективную работу и хорошую зарплату. Но что они видят за проходной? Грязь, бардак и неустроенность. Задача власти – сделать так, чтобы жить в Рыбинске было престижно, чтобы рыбинцы гордились своим городом.
– В 70е и 80е годы так и было. По многим факторам Рыбинск был даже впереди Ярославля. И председателю горисполкома или первому секретарю горкома даже в голову не могло прийти ездить на работу в Рыбинск из Ярославля. С чего нужно сегодня начинать, чтобы вернуть горожанам самоуважение?
– Недавно я решил посмотреть фильм «Бумер2» – всетаки его снимали в Рыбинске, интересно, какую натуру выбрали. Так вот, снимали там сплошные развалины. Теперь снимают фильм «Отец», действие которого развивается на фоне послевоенной разрухи. Все это очень показательно: именно так Рыбинск выглядит со стороны. А люди, живущие в таких «декорациях» каждый день, перестают верить, что в их жизни можно чтото изменить. Поэтому власть в первую очередь должна внятно объяснить людям, что она хочет сделать, и начать наконец действовать. Причем начинать нужно с самого простого, с того, с чем люди сталкиваются ежедневно.
Возьмите коммуналку. Пока власть только говорит, что ни на что нет денег и потому нужно повышать тарифы. (При этом накануне выборов нашлись немалые деньги, чтобы показательно покрасить сколькото подъездов и ввернуть лампочки, о чем писал «Северный край». – Прим. ред.). Но что сделано, чтобы реально изменить ситуацию? Почему не выбрать какойто один дом и на его примере показать всем, чего можно добиться, внедрив энергосберегающие технологии, установив счетчики воды и тепла? Пока идут разговоры, большинство людей не воспринимает их всерьез. Власть должна дать возможность жителям на конкретном примере убедиться, что можно уменьшить тарифы за счет сокращения затрат. Но создается впечатление, что администрация в этом не заинтересована, потому что она привыкла только жаловаться на безденежье и под эти разговоры повышать тарифы. У исполнительной власти нет никакого плана, как жить дальше. Вот пример: Переборская котельная работает на мазуте, а еще Менделеев более ста лет назад говорил, что сжигать нефть – это все равно что топить печь ассигнациями. Мы предлагали начать работу по строительству в Переборах газотурбинной установки, что позволило бы снизить затраты на отопление вдвое. Но понимания со стороны властей наше предложение не нашло. Значит, комуто выгодно дорогое отопление.
Или такой пример: сегодня город превращен в мусорную свалку. Наверное, к концу мая самые жуткие завалы разгребут, но к середине лета все вернется на круги своя. Дело в том, что разовые акции, такие как «месячник благоустройства», не способны изменить ситуацию в корне. Нужна четкая, амбициозная программа, в которую бы поверили люди. Скажем, почему бы не поставить цель сделать Рыбинск самым чистым городом в Центральном федеральном округе? Но для этого нужен целый комплекс мер, который пока, на мой взгляд, в администрации просто некому разработать.
– Почему вы думаете, что у администрации нет таких планов?
– Потому что мы уже не раз выходили с подобными предложениями, выражали готовность оказать помощь в благоустройстве, но всегда слышали одно и то же: вам надо – вы и делайте. В январе будущего года на базе лыжного центра «Демино» пройдет этап Кубка мира по лыжным гонкам. Совместно с администрацией области мы разработали программу подготовки к этим соревнованиям. Наша задача – подготовить трассу в соответствии с мировыми стандартами, построить лыжный стадион, провести огромную организационную работу – ведь к нам приедут ведущие спортсмены и тренеры мира, множество гостей и журналистов. В Рыбинске они оставят немалые деньги, город прозвучит во всем Северном полушарии. К мэру мы обратились с просьбой благоустроить дорогу до Демина – навести порядок, убрать развалившиеся сараи и упавшие заборы – ведь и по ним тоже будут судить о городе. В ответ – рассуждения о том, что он за это не отвечает. Да что далеко ходить: недавно мы построили возле завода новый остановочный павильон для городского транспорта. Предложили администрации: сделайте чтото аналогичное на другой стороне дороги. Реакция знакомая: вам нужно – вы и делайте.
– Внешний вид Рыбинска действительно производит тягостное впечатление. Даже в центре города множество пустырей и домов, неуклонно превращающихся в руины, с провалившимися крышами, выбитыми окнами. В то же время в Ярославле инвесторы в очередь стоят, чтобы получить дом под реконструкцию в центре, московские строители возводят гостиницы в Ростове, Угличе, Переславле… Конечно, есть проблемы и там, но Рыбинск на этом фоне выглядит какойто аномальной зоной. Почему?
– Инвестор приходит в первую очередь туда, куда его приглашают. И не просто приглашают, а заманивают – выгодными условиями, налоговыми льготами, низкими ценами на землю. Нужно на каждом углу рассказывать, какой у нас замечательный город, какие у него широкие перспективы. И делать это должна власть.
Ситуацию в Рыбинске прекрасно иллюстрируют два примера – со строительством жилого дома на улице Черепанова и планами строительства гостиницы на улице Советской. Дом на Черепанова был построен московскими инвесторами более года назад и несколько месяцев простоял, не подключенный к коммуникациям. Что это значит? Люди, которые вложили деньги в строительство, не получили прибыль. Те, кто купил там квартиры, не смогли въехать. Какое после этого отношение будет у инвестора к городу? Он уйдет туда, где власти обеспечат ему комфортные условия.
Второй пример – гостиница. Эту ситуацию я знаю из первых рук – мэр Москвы Юрий Лужков рассказывал, как она развивалась. Москвичам предложили реконструировать под гостиницу старинное здание, где до революции располагалось отделение Госбанка. Здание – памятник архитектуры, ремонта внутри не было, наверное, никогда, все сгнило. Объем работы – огромный. Москвичи взялись, хотя могли найти другую площадку в другом городе на гораздо более выгодных условиях. Так на них нужно было молиться и создавать им все условия, чтобы они превратили развалины в первоклассный объект. Ведь вокруг потом тут же создалась бы инфраструктура по обслуживанию приезжающих – сфера питания, торговли сувенирами, индустрия развлечений. Но москвичей администрация обложила такими дополнительными обременениями, что они все бросили. Власти превратили город во всероссийское посмешище.
– Может быть, они сознательно не пускают в Рыбинск «чужаков», чтобы обеспечить работой местных строителей? Так сказать, «защищают собственных производителей»…
– Вопервых, строительный комплекс города разрушен и ничего не делается для того, чтобы он возродился. Вовторых, просто глупо рассуждать о защите «своих» за счет вытеснения «чужих». Ведь если человек построит здесь дом, откроет магазин или ресторан, он здесь же заплатит налоги, даст работу местным жителям, а если даже захочет свернуть свой бизнес, зданиято он с собой не увезет. Администрация должна, наоборот, привлекать в город инвесторов. А для этого нужно устанавливать контакты с бизнесом, с торговыми сетями, с рестораторами. Нужно ездить в воинские части и приглашать офицеров, уходящих в запас. Нужно звать сюда людей, уезжающих с Севера. Это люди активные, опытные и еще достаточно молодые, и они поедут сюда, если будет строиться жилье.
Власть должна создавать и поддерживать инвестиционно привлекательную репутацию города. Для этого нужно ездить на выставки, устраивать презентации, рассказывать о преимуществах, созданных для бизнеса. Кто сегодня знает, что есть такой город, обладающий огромным потенциалом, обученными кадрами инженеров и рабочих в нескольких поколениях? У нас много земли, относительно дешевая рабочая сила, хороший научный потенциал. Кому об этом известно? Даже в Ярославле не было ни одной презентации Рыбинска, что уж говорить о других регионах.
Город в стране неизвестен. Попробуйте задать в поисковой системе слово «Рыбинск». Большинство ссылок будет связано с НПО «Сатурн» и центром лыжного спорта «Демино». Сейчас мы, а почемуто не городские власти готовим к изданию два путеводителя по городу. Предложили мэру принять участие в их подготовке. Нужно ли объяснять, какой ответ получили?
– В стране началась реализация национальных проектов в образовании и здравоохранении. Может ли Рыбинск претендовать на солидную помощь по линии этих проектов?
– Чтобы на чтото претендовать, нужно сначала доказать, что ты сам чегото стоишь. Не дело «Сатурна» заниматься образованием, но мы занимаемся. А городские власти? Возьмем школу на Скомороховой горе. Когда она начинала строиться, ничего подобного не было не только в области, но и почти нигде в стране. Строить ее обязались на паях завод, область и город. Мы свои обязательства выполнили, область – тоже, город денег не находит. Половина школы стоит недоделанной. Строительная документация устаревает, растет коэффициент удорожания работ, городской бюджет содержит школы, которые должны были переехать в новое здание. Это что, похозяйски? Несколько лет назад было подписано такое же трехстороннее соглашение о помощи в реконструкции здания авиационного техникума. Угадайте с трех раз: кто не выполнил свои обязательства?
Точно такая же ситуация в здравоохранении. Программы развития нет, все рушится, оборудование не обновляется, флюорографическим аппаратам – по 20 – 25 лет. Кто даст городу новое оборудование, если его некуда поставить? Завод принял решение взять 6ю больницу, чтобы обеспечить квалифицированную медицинскую помощь своим сотрудникам, но ведь это тоже не наше дело. Есть все основания опасаться, что рыбинская исполнительная власть пройдет мимо национальных проектов так же, как она прошла мимо программы Лисицына – Лужкова по строительству жилья.
– Чем еще всегда отличался Рыбинск, так это высоким уровнем организации культурной и спортивной работы: известные на всю страну киноклуб «Современник» и оркестр «Радуга», народный театр балета, множество самодеятельных коллективов, массовый спорт, из которого вырастали чемпионы страны и мира… Почему это все – или почти все – в прошлом?
– Ответ, помоему, очевиден. Приведу только один пример. В прошлом году был продан на аукционе кинотеатр «Центральный». Одним из условий конкурса было сохранение его как культурнозрелищного центра. Что там сегодня? Барахолка. Что, власти, проводившие конкурс, об этом не знают? Если условия конкурса не соблюдаются, значит, нужно отменить его результаты и назначить новый. И пусть кинотеатр купит тот, кто захочет вернуть ему статус учреждения культуры городского масштаба. Нам небезразлично, где и как проводят свой досуг наши сотрудники и их дети.
– Можно ли сказать, что вы не видите сегодня возможности сотрудничать с городской администрацией?
– Ни в коем случае. У завода нет и никогда не было конфликта с городом. Мы здесь родились и хотим здесь жить и работать. Поэтому мы всегда открыты к диалогу со всеми, кто хочет сделать город и жизнь в нем лучше. Нам не по пути только с теми людьми, кто свое болезненное самолюбие и неудовлетворенные амбиции ставит выше насущных потребностей горожан, кто равнодушен к условиям их жизни и каждодневным интересам.