– Сергей Николаевич, чем вызваны активные работы, развернувшиеся в последнее время на трамвайной сети города?
– Работы по решительной модернизации трамвайного сообщения мы должны были начать еще лет десять назад. Сегодня состояние трамвайных путей и подвижного состава за пределами морального и физического износа. Из 64 километров трамвайного пути половина вызывает серьезную тревогу за безопасность пассажирских перевозок. 34 километра требуют капитального ремонта. Подвижной состав также в плачевном состоянии. С 1994 года МУП «Яргорэлектротранс» получил всего один новый трамвайный вагон, который нам подарили на 100-летие ярославского трамвая в 2000 году. Из 137 вагонов 93 эксплуатируются дольше шестнадцати лет, то есть больше нормативного срока. До 1997 года проводились капитально-восстановительные ремонты трамваев. Это давало возможность еще на пять лет продлить срок эксплуатации вагонов-ветеранов. Но в последующие годы и эти работы не проводились. В результате с большим трудом трамвайщики выпускали ежедневно на линию 84 вагона. И, конечно, существующее состояние вагонного парка создает сложности при перевозке пассажиров. Проще говоря, в часы пик в заполненных до предела трамвайных вагонах пассажиры испытывали массу неудобств. Да и срывы графиков движения учащались.
С троллейбусами ситуация выглядит лучше, хотя из 152 единиц половина требует замены. За последние семь лет нам удалось приобрести 53 машины.
– Почему же раньше мэрия и МУП «Яргорэлектротранс» не предпринимали решительных мер к замене подвижного состава и путей?
– На протяжении последних лет перевозка пассажиров электрическим транспортом является убыточной. И дело не только в том, что стоимость проезда мала, много льготников и просто «зайцев», чистую прибыль трамвайщиков и троллейбусников «съедают» громадная инфраструктура, содержание целого ряда депо, тяговых подстанций, многокилометровых контактных сетей, которые используются с неполной нагрузкой и – как следствие – с низкой эффективностью. Необходимо учесть при этом наличие громоздкой управленческой надстройки. Из двух с половиной тысяч человек, работающих на предприятии, только 933 являются водителями и кондукторами.
Заменить трамваи и пути только за счет города невозможно. Один трамвайный вагон стоит 6,5 млн. рублей. Менять же надо, и причем очень срочно, две трети трамваев. Таких средств в бюджете города нет.
– Откуда же появились деньги на реконструкцию парка и сетей?
– Мэрией разработан проект целевой программы «Развитие электрического транспорта в
Ярославле на 2005 – 2007 и на период до 2010 года». 14 октября этот проект передан депутатам муниципалитета на рассмотрение.
В проекте сделаны расчеты, как за счет повышения эффективности использования основных фондов, имеющихся на предприятии, высвободить средства, необходимые для модернизации электротранспорта, и продлить его жизнь как минимум еще лет на 50.
Мы хотим, выполнив эту программу, получить 34 километра капитально отремонтированных путей, весь трамвайный парк, необходимый для выполнения городского заказа (план ежедневного выпуска на 2006 год составляет 75 единиц), заменить или капитально отремонтировать.
Программа также предусматривает оптимизацию маршрутов, например, там, где существующие трамвайные пути мешают развитию других видов транспортного сообщения, а сами трамваи подвергают из-за вибрации угрозе разрушения памятники истории, культуры и архитектуры. Решен вопрос вывода депо № 3, размещенного в комплексе зданий бывшего Вознесенского прихода. Перенос также уготован троллейбусному депо № 1 на улице Городской вал. Вывод этих депо из центральной части города решает целый ряд проблем экологического и архитектурно-планировочного характера. Оба подразделения предприятия переводятся в Дзержинский район: трамвайное депо № 3 – в депо № 4, которое в декабре после реконструкции будет готово разместить на своей территории весь парк ярославских трамваев. За счет средств, полученных от продажи здания управления МУП «Яргорэлектротранс», расположенного на улице Свободы, 42, реализации освободившейся площадки депо № 3, планируется реконструировать депо № 4, частично обновить трамвайный парк и завершить строительство троллейбусного депо № 5 на 100 машин. Туда по завершении строительства переедет троллейбусное депо № 1.
– Каков общий объем финансирования?
– Стоимость всей программы почти полтора миллиарда рублей. Само предприятие сможет вложить 165 миллионов; реализация земельных участков, в частности занимаемых сегодня депо № 1 и 3, даст основную часть средств – 1214 млн. рублей; 50 миллионов мы надеемся получить от продажи зданий на улице Свободы, 42, и 20 миллионов предстоит выделить из городского бюджета. Как видите, из общего количества затрат вложения бюджета не столь велики, да и они впоследствии будут компенсированы.
– Вы сказали, что программа, хотя и не утверждена, практически уже осуществляется.
– В прошлом году отремонтировано 572 метра пути, в этом мы сделаем почти 4 километра. На будущий год ставим задачу удвоить эту цифру и далее – теми же темпами ремонтировать по 8 – 10 километров в год.
– Какие перемены ждут ярославцев в движении трамваев в ближайшей перспективе?
– Не секрет, что существуют маршруты, которые со временем потеряли актуальность. Уже началась ликвидация трамвайных путей на улице Большой Федоровской. Принято решение прекратить трамвайное движение на участке от Толбухинского моста до Малого Московского переулка. На Комсомольскую площадь трамвай ходить будет.
В настоящее время обсуждается вопрос ликвидации разворотного кольца трамвая в Мукомольном переулке, где расположены всем известные памятники культуры и действующий храм. Также обсуждается и, наверное, будет поддержан проект ликвидации трамвайных путей по Большой Октябрьской – от Мукомольного переулка до улицы Победы. Линию с улицы Чайковского мы уберем. С учетом последующей ликвидации депо мы хотим восстановить историческую перспективу парка от бывшей Вознесенской площади до церкви Николы Мокрого. Будет совсем другой – красивый вид этого места.
– «Пятерка» после ремонта путей сохранит свой трамвайный маршрут?
– Считаю необходимым успокоить горожан: на «пятерке» трамвай останется, там укладываются новые пути.
Должен отметить, что предлагаемая программа – это не «воздух», источники финансирования ее реально существуют.