Глядя на Виктора и Надежду Чаплыгиных, трудно поверить, что они уже давно дедушка с бабушкой, что у них восемь детей и четверо внуков – оба выглядят молодо.
– По праздникам у нас в доме собираются по 14 человек за столом, весело бывает, – рассказывает Надежда Ана-тольевна, показывая свою квартиру-«трешку». Прихожая в ней умелыми руками Виктора Николаевича превращена в красивый, отделанный мореными резными дощечками гардероб на целую ораву детворы.
– Виктор местный, даниловский, а я из Пошехонья. Свела нас судьба, иначе не скажешь. Встретились мы семь лет назад на свадьбе моего сына Сережи и его дочери Тани.
За свадебным столом Надежда и Виктор сидели рядом. Вместе кричали «Горько!» жениху и невесте. Было время поговорить, познакомиться. Оказалось, у обоих одна беда. Виктор воспитывал троих детей без матери, погибшей при трагических обстоятельствах. Надежда также одна выводила в люди двух дочерей и сына – муж рано умер.
Виктор Николаевич в то время работал начальником транспортного цеха на Даниловском заводе деревообрабатывающих станков. Надежда Анатольевна, фельдшер по образованию, – лаборантом Пошехон-ской санэпидстанции. После свадьбы детей Надежда стала часто навещать нового род-ственника. Тем более, что повод был: Сергей с Таней поначалу, до рождения сына Вани, обосновались у Чаплыгиных в Данилове. Редкое единение душ и взаимное притяжение быстро переросло в любовь. Сыграли свадьбу и стали родителями сразу шестерых детей.
– Я к Вите переехала, – рассказывает Надежда Анатольевна, – а в пошехонской квартире осталась старшая дочь Ольга. Ей сейчас 35 лет. У нее двое парней растут, Кирилл и Глеб. Моя младшая дочка Женя поступила в Демидовский университет и уехала в Ярославль.
– У меня похожая история, – присоединился к разговору пришедший на обед Виктор Николаевич. – Я десять лет в одиночку воспитывал детей. Сначала уехал старший, Руслан. Потом Таню выдал замуж, а в 2004 году Света (ей 18 лет) уехала в Ярославль учиться на ювелира. Сначала у нас еще около года рос Ваня – Таня с Сергеем не могли его в дет-ский сад устроить. А когда устроили, мы остались одни. Но, по-моему, только для себя неинтересно жить.
– Мы привыкли, что дома шумно, весело. А тут вдруг тишина, – добавляет Надежда. – Со Светланой Федоровой – инс-пектором по охране прав дет-ства районного управления образования – мы давние подруги. Вот она два года назад и предложила нам: что вдвоем куковать, возьмите ребенка из детдома. Я с Виктором посоветовалась. Сходили в детдом на праздник, посмотрели детишек. И очень нам понравилась десятилетняя Аленка.
– Мы пригласили ее в гости раз, другой, а осенью она к нам переехала. Но сразу же сказала, что у нее братик Ян в другом детдоме, дошкольном, на «Горушке», и она хочет с ним быть вместе. Мы и мальчика забрали. Он нам тоже очень понравился.
Пока мы беседовали, в прихожей раздался звонкий голосок Аленки, а несколько минут спустя вошел и розовощекий Ян. Виктор Николаевич откланялся: обед кончился, и ему пора в рейс. Он теперь работает на частном предприятии на перевозке леса.
Ян похвалился, что здесь во дворе у него уже много друзей. С сестренкой ему весело. Хотя и ссорятся иногда, но быст-ро и мирятся. А в школе ему интересней всего арифметика. По другим предметам троечки.
Аленка тоже тяготеет к математике, но она аккуратистка, и у нее по всем предметам четыре и пять. А еще она ходит после уроков на спортивную гимнастику.
Дом у Чаплыгиных на краю города. Дальше только деревянные домики и лес. Туда всей семьей по выходным ходят зимой кататься на лыжах, а летом по грибы и ягоды. Есть еще приусадебные участки, возле дома и за городом, где ребята помогают родителям.
Дети сами убирают за собой игрушки, наводят порядок в комнате, моют посуду, а Аленка еще научилась готовить салаты и супы. В общем, растут в доме помощники, и скучать ребятам не приходится.
Надежда Анатольевна на время, пока Аленка и Ян учатся, оставила работу в Даниловской СЭС, куда перевелась из Пошехонской после замужества. Теперь ее работа – дети. И как мне удалось убедиться, при не столь уж высоком заработке Виктора Николаевича (в среднем около шести тысяч рублей) семья ни в чем не нуждается.
Инспектор Светлана Ана-тольевна Федорова рассказала мне, что за двоих приемных детей Надежда Чаплыгина получает четыре минимальных зар-платы. Сейчас это 3200 рублей. С мая «минималку» обещают сделать 1100 рублей. Из областного бюджета добавляется еще 80 процентов этого оклада. 50 процентов матери и 30 процентов – отцу. А еще школьникам ежемесячно положено пособие по 3602 рубля на каждого. При образовании приемной семьи выплачивается единовременное пособие 10 тыс. рублей на обзаведение мебелью, игрушками, спортинвентарем.
– Детей из детских домов у нас стали брать в семьи с мая 2004 года, – сообщила Светлана Анатольевна. – Конечно, помогло увеличение государ-ственной помощи приемным семьям и губернаторская поддержка. До этого много ли мы могли дать средств из местного бюджета?
Районное радио, газета «Северянка» рассказали о трудном положении детских домов, о судьбах ребят-сирот, обратились к землякам с предложением взять детей на воспитание. Сначала детей взяли бывшие работники детдома. Ольга Рудольфовна Свиридова работала там воспитателем. У нее своих два сына, муж – Владимир Валентинович – водитель междугородных перевозок. Приемную дочку Машу она и раньше знала, в гости ее приглашала не раз, а тут взяла совсем к себе. А в декабре прош-лого года Свиридовы приняли в семью еще и Катю.
– Любовь Алексеевна Коростелкина до того, как стать редактором радио «Пеленда», тоже работала в детском доме. И приемную девочку Лиду знала с дошколят. Ну, а город у нас маленький, все друг друга знают. Разговоры пошли, что хорошо детям в таких семьях. Стали другие родители к нам приходить. И вот за два года из двух наших детдомов для дошкольников и школьников, где воспитываются 75 детей, 16 семей приняли 19 детей. И совсем недавно еще три семьи: Заболотовские, Барановы и Талатины – обратились к нам с просьбой разрешить им взять детей из детских домов.
– Все родители в приемных семьях – люди хорошие, добрые. Мы предупреждаем их о трудностях, о том, что могут с возрастом проявиться у ребят генетические особенности биологических родителей, иногда это бывают неприятные черты характера. Мы ничего не утаиваем из истории ребенка, новые родители получают все сведения о его здоровье. Ведь приемная семья должна взять на себя функции педагогов, психологов, дефектологов, воспитателей детдома. Поначалу у всех эйфория: какой хороший мальчик, какая красивая девочка! Мы их возвращаем с неба на землю. Предупреждаем о трудностях, чтобы не баловали, не заискивали. И не расстраивались, если встретят непонимание. Советоваться к нам приходят, вместе находим решения в разных ситуациях. Планируем в апреле в «День семьи» устроить приемным родителям встречу со специалистами, потому что принять в семью ребенка – это не только благородный жест, но и очень ответственный шаг.