Генеральный план, безусловно, является документом специальным, в своей полной пятитомной редакции он может быть понятен только профессионалам. Как и большинство горожан, я не имею образования в области градостроительства или архитектуры. И тем не менее план предложен нам для обсуждения. Сделано это не по прихоти кого-то из должностных лиц, а потому, что так предписывают Градостроительный кодекс и закон о местном самоуправлении. Следовательно, законодатели полагают, что генплан решает те вопросы, по которым нужно услышать мнение людей и по которым они способны высказаться.
Давайте для начала разберемся с тем, что мы обсуждаем. В плане записано, что он определяет назначение территорий города в целях обеспечения его устойчивого развития. Говоря проще, указывает, где в недалеком будущем должны появиться жилые дома, дороги, деловые центры, откуда планируется убрать промышленные объекты. При этом план, по определению, не содержит список конкретных зданий, которые будут построены, за исключением объектов общегородского значения типа аквапарка. И тем не менее он может сказать о многом.
Прочтение основных положений документа оставляет хорошее впечатление. Авторами плана дан объективный анализ основных проблем современного Ярославля. Одна из ключевых – сосредоточенность городской жизни и инфраструктуры в центре при отсталости периферии. Как и большин-ство горожан, я живу за пределами центра, а конкретно – на Красном Перекопе, поэтому для меня эта проблема выражается в отсутствии полноценной среды проживания.
Когда на слушаниях я получил анкету с вопросами по генплану, то долго думал, как ответить на вопрос: чего вам не хватает в районе? Легче сказать, чего у нас в достатке. При этом список будет коротким. Есть несколько магазинов, в основном продуктовых, парк отдыха, в последние два года стали появляться детские городки. А кроме того, есть заброшенные здания детских садов, пара пивнушек и большое количество залов игровых автоматов. Живи и отдыхай с семьей и детьми!
Проблемы города заключаются не только в социальной неразвитости, а значит, непривлекательности большинства городских районов, но и в их оторванности друг от друга. В проекте генплана это названо «недостаточным развитием кольцевых транспортных магистралей, повышающим загрузку лучевых центростремительных направлений главных городских проспектов». Сегодня, чтобы попасть с одного края города на другой, нужно почти обязательно проехать через площади Богоявления, Волкова и Красную. В центре люди вынуждены буквально бросаться под машины, чтобы перейти по пешеходному переходу!
Если говорить о Красноперекопском районе, то для жителей транспортная проблема заключается еще и во взаимной недоступности Нефтестроя и Перекопа. Железная дорога стала почти непреодолимой границей. То есть перейти ее можно, но вот переехать – увы. В результате люди добираются на работу, учебу или к месту отдыха из одной части района в другую с пересадками. Гордостью района считается парк на Нефтестрое. Но попасть в него с детьми мне, жителю Перекопа, стоит немалых усилий.
Разработчиками плана все названные проблемы отмечены. К плюсам документа следует отнести и то, что в нем даны предложения – как исправить ситуацию. Если их реализовать, через 15 лет мы могли бы не узнать наш Ярославль (в хорошем смысле). Здесь я исключаю исторический центр, который хотелось бы уберечь от поспешного вмешательства в его облик.
Авторы предлагают строить новые жилые микрорайоны, транспортные развязки, возрождать парки, формировать многофункциональные центры обслуживания на окраинах. Предлагают и конкретные места на карте города для воплощения своих замыслов. Вроде бы все правильно. Но главный вопрос: когда все это будет? Архитекторы отвечают, что программу реализации плана должны будут предложить органы местного самоуправления.
Заказали разработку плана мэрия и муниципалитет Ярославля. Искренне желая узнать про их виды на будущее и поделиться своими мыслями, отправился на выставку. Там было много стендов, макетов и рекламных проспектов. Но я быстро понял, что это не презентация генерального плана, а выставка городской недвижимости. Много предложений для инвесторов по застройке отдельных участков города, которые очень интересны, но не выстраивались ни в какую общую картину. Например, желающий узнать будущее Красного Перекопа, мог увидеть только три проекта квартальной застройки. Кроме того, большой вопрос – будут ли они застроены именно так: известно, что многие инвестиционные проекты в Ярославле по разным причинам не доживают до своего воплощения.
Следующим этапом знакомства с проектом генплана для меня стали слушания по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам. Официально это называлось «обсуждение на публичных слушаниях по районам». Однако это были именно слушания, поскольку обсуждение из их программы было предусмотрительно исключено. Говорят, из-за разговора властей с жителями Кировского и Ленинского районов, состоявшегося накануне.
Мы послушали главного архитектора, чьи профессиональные выкладки и четкость изложения достойны высокой оценки. Но затем слово взяли заказчики плана – городские и районные руководители, после слов которых мои надежды на реализацию намерений были сильно поколеблены. Оказалось, что для них планы архитекторов – не более, чем варианты развития городской территории, которые будут учтены в ходе текущей работы. А учесть, как известно, можно по-разному.
Представители мэрии не хотят уверенно говорить ни про один проект, обозначенный в плане. Даже определить контуры «Карабулинской развязки», которую упоминают всякий раз при разговоре о генеральном плане, никто не берет на себя смелость. На слушаниях люди, проживающие в так называемом частном секторе, не смогли услышать ответ на вопрос, смогут ли они дальше обустраивать место своего обитания, или вскоре по их участкам пройдет дорога. Неконкретность намерений власти оправдывают отсутствием бюджетных средств. Мол, утром деньги, – вечером дороги и развязки. Но это не аргумент.
Уверен, что умение сделать из хорошего плана маркетинговый проект, раскрутить его, привлечь желающих вложить деньги в его реализацию является показателями успешной работы. Грядущее тысячелетие Ярославля может повысить интерес инвесторов к участию в развитии города. Следует найти дополнительные доминанты, подпроекты, вокруг которых можно собрать инвесторов.
На примере своего района я бы предложил более четко сформулировать концепцию нового делового центра, который расположился бы вне исторического, но был бы от него в пяти минутах езды. Следовало бы подумать и о создании центрального парка на базе Петропавловского, который в случае строительства всех проектируемых дорог оказался бы доступен для всех горожан.
У меня не было желания сгустить краски, однако обсуждение предполагает разговор о проблемах. Хочется, чтобы за 80 процентами анкетного одобрения плана те, от кого будет зависеть его воплощение, увидели имеющиеся у города возможности развития. Увы, предшествующий план в значительной части не был исполнен и остался на бумаге. Давайте учиться не упускать возможности.