Суда стоят, счаленные борт к борту и занесенные снегом до самой палубы. Здесь на холодном ветру кажется, что до весны еще очень далеко. Однако сегодня ремонтные работы уже вступают в решающую фазу. Экипажи готовят флот к навигации.
– Практически на все про все нам остался месяц, – оценивает ситуацию начальник пассажир-ского районного управления Ярославского речного порта Андрей Жальнин. – По плану пассажирские перевозки на местных линиях должны начаться 29 апреля. На двух внутригородских и четырех пригородных маршрутах будут работать все те же четыре теплохода, что и год назад. Это наши суда-ветераны. Всем им по четверть века и больше. «Москва-182» и «Москва-114» нуждаются только в текущем ремонте, а вот теплоходы «Москва-102» и «Москва-214» в капитальном.
Начальника судоремонтных мастерских ОАО «Ярославский речной порт» Николая Ремизова мы встретили на борту «Москвы-114» в компании с капитаном судна Вячеславом Фабриковым и сменным капитаном Александром Климовым. Частями разобранного дизеля уставлен даже пассажирский салон, больше напоминающий импровизированный склад деталей и узлов. Здесь меняет прокладки и сальники на агрегатах судового двигателя третий член экипажа – механик Сергей Лазарев.
– Вообще-то, – говорит Вячеслав Васильевич, – у всех наших капитанов есть квалификация рулевого. У меня и у Климова стаж более 35 лет, у Лазарева – 30. Это только в речном порту.
Как выяснилось, и Сергей Лазарев 35 лет назад, будучи еще воспитанником Ярославской школы юных моряков имени Ушакова, встал к штурвалу теплохода. Потом учился в Печорском речном училище, в 1977 году поступил в Ярославский речной порт механиком. До памятной аварии, когда в декабре 2003-го льдом побило суда в затоне, он был капитаном «Москвы-208». Это судно до сих пор не удается оживить. Нужны большие деньги на ремонт надстройки. А 214-й, похоже, и в эту навигацию сможет, как в прошлом году, первым принять на борт пассажиров и отправиться вниз по Волге до Андреевского.
Сложнее задача у экипажей «Москвы-214» и «Москвы-102».
– Вот пытаемся из нескольких старых дизелей один рабочий собрать, – рассказал нам капитан «Москвы-102», одного из лучших в порту экипажей, Александр Буторин. – Наш теплоход все мыслимые сроки эксплуатации пережил, но делаем все возможное, чтобы его поддержать на ходу.
Пока неизвестно, как сложится паводковая ситуация. Метеорологи обещают резкое потепление в начале апреля. Экипажи теплоходов и караванную службу судоремонтных мастерских, естественно, беспокоит, не начался бы прорыв льда в Воложку за Нижний остров. В этом случае есть опасность нового «ледового побоища» из-за резкого подъема уровня воды в Волге. Но, как заверил Николай Ремизов, все службы наготове и сделают все, чтобы не допустить повторения минувшей трагедии.
– Порт сегодня обеспечивает безопасный отстой судов в акватории затона. Усилены якоря из бетонных блоков, мы их называем «мертвяки». К ним отшвартованы теплоходы, буксиры и баржи. Проведены работы по берегоукреплению. Часть прорана, куда вода идет из Волги в затон, перекрыта корпусами старых бетонных дебаркадеров. Это помогает снизить скорость потока в Воложке, кроме того, там намыт песок для усиления дамбы. Диспетчеры внимательно следят за прогнозом погоды, поэтому я не думаю, что авария 2004 года повторится.
В пассажирском районном управлении нам рассказали, что существенных изменений в расписании движения теплоходов нынешним летом не предвидится. На пригородных линиях Ярославль – Константиново, Ярославль – Новые Ченцы вечерние рейсы будут выполняться в пятницу, субботу и воскресенье со 2 июля до 1 августа. Дело в том, что в августе вечером, к моменту прибытия судов в Ярославль, уже темно и теплоходы все равно ходят почти пустые. Прежними пока остаются и тарифы на пассажирские перевозки, хотя цена на дизельное топливо выросла, и значительно.