Как-то на ТВ придумали проект, где песни Пугачевой исполняли другие артисты. И стало ясно, что если бы эти шлягеры не пела сама АБ, они не то что не стали бы популярными, но и вовсе канули бы в Лету сразу после премьеры. По моим впечатлениям, подобных песен в репертуаре женщины, которая поет, с годами становится все больше.
Программа «Избранное» включала все лучшее за последние несколько лет. В лучшее попали «Речной трамвайчик», «Позови меня с собой», «Это – любовь» и прочее – в таком же роде. В частности, была и «Зона»: «Ты далеко не фантик – ты без конфеток рос. Что ж тащишься на бантик в джунглях моих волос?» Не знаю, можно ли было бы слушать подобные вирши в чьем-либо другом исполнении. В исполнении Пугачевой зал слушал и аплодировал этому «шедевру», как и всему остальному.
В избранном, к сожалению, почти не оказалось песен, написанных на хорошие стихи. Как это было в начале славного пути Аллы Борисовны. И дело вовсе не в том, что раньше и небо было голубее, и трава зеленее. А в том, что «Звездное лето» или «Не отрекаются, любя» можно было не только слушать, но и долго хранить в памяти как подлинную поэзию.
...Из всего прозвучавшего в этот вечер можно понять, что Примадонна по-прежнему знает себе цену, полагает себя единственной на нашей эстраде (хотя почему-то не спела «Живи спокойно, страна, я у тебя всего одна»). Недавно утраченному чувству певица посвятила стихотворение «Она цеплялась за любовь». И, как и прежде, признаваясь в любви к зрителям, Пугачева говорила, что только это чувство и есть самое главное в ее жизни.
Похоже на то. Ради любви публики чего только не делала Алла Борисовна. Всегда пела лишь то, что хотела. Бросала вызов всему и всем. Взорвала академичность, если так можно сказать, нашей эстрады. Этакая оппозиционерка в музыке. Никто другой тогда не позволял себе быть на сцене ни до такой степени смешным, ни до такой степени откровенным (порой до душевной обнаженности). И кажется, именно ради этого преклонения всенародного Пугачева и упростила до предела музыку и тексты своих песен.
Любовь какой-то части зрителей она потеряла, зато добрала в количестве. Вот и на концерте публика то и дело скандировала «Алла! Алла!». Ну и разумеется – «Браво! Браво!» Ей дарили не только роскошные букеты, но и всяких плюшевых мишек-собачек, а также неопознанных зверушек. Несколько зрителей партера, заплатившие, между прочим, за билеты по пять тысяч, даже не подумали возмущаться, увидев, что их кресла перенесли ближе к амфитеатру, чтобы расчистить место для аппаратуры.
Безграничной любви народа не мешало даже то, что просто так преподнести Алле Борисовне цветы не позволялось! Коротко стриженые персонажи, рассредоточенные по всему залу, зорко следили за всеми передвижениями людей и пресекали чьи-либо попытки подняться на сцену. Довольно, мол, с вас и того, что САМА дважды прошлась по залу и собрала букеты. При этом певица с комментариями: «Ну ты смотри, все фотографируют!» – разрешала себя снимать и даже позировала.
Выступление Пугачевой сопровождали пять музыкантов и пятеро из группы подпевки. Всего же вместе с примой прибыли, по словам организаторов, тридцать пять человек команды. Возможно, поэтому цена билетов на звезду начиналась от полутора тысяч. Неудивительно, что полного зала даже в ТЮЗе (рассчитанном на 740 мест) собрать не удалось. Явно, чтобы не расстраивать Аллу зияющими пустотами, в амфитеатр попросили перейти часть зрителей с балкона.
Кажется, за такие деньги послушать певицу живьем согласны уже только самые верные ее поклонники – последние из могикан, можно сказать. Эпоха имени ее подходит к концу. И все быстрее после концерта тают те самые аплодисменты – из гениальной песни «Когда я уйду», которую Алла Пугачева исполнила на пике своей популярности:
Желай, не желай,
не прокрутишь назад
Отснятой судьбой киноленты.
Лишь только вдогонку за мной
полетят
Растаявшие аплодисменты...