Чашу терпения переполнила более чем трехмесячная задолженность по зарплате (более 15 млн. рублей). Холодмашевцы не получили деньги даже за декабрь, а некоторые и за ноябрь. Возмущение вызвал проект приказа по одному из цехов о том, что не выполняющие план будут получать минимальную зарплату – 800 рублей. Многие рабочие числятся в ОАО «Холодмаш», а реально трудятся в параллельной структуре – ОАО «Ярославский компрессор», куда перешла и часть активов завода холодильных машин. Другие находятся в вынужденном административном отпуске, поскольку действуют на предприятии только отдельные цехи.
Небывалая для Ярославской области «акция прямого действия» была хорошо подготовлена. Народ подняла лидер свободного профсоюза «Защита» Ольга Бойко. Содействие ей оказал второй секретарь ярославского обкома КПРФ Александр Воробьев. Несмотря на активную агитацию в цехах и курилках, руководство завода до последнего мгновения оставалось в неведении о предстоящем.
В 9.45 около трехсот рабочих собрались в раздевалке, а затем Ольга Бойко повела народ в приемную топ-менеджеров предприятия. Гендиректора ОАО «Холодмаш» Сергея Калинкина на месте не оказалось, и толпа двинулась в кабинет напротив.
– Товарищи, заходите, вы здесь хозяева! Людям не угрожать, ничего не ломать! – призывала Ольга Бойко.
Сидевший в кресле гендиректор ОАО «Ярославский компрессор» Сергей Михайлов, увидев на пороге толпу, в первую минуту просто опешил.
– Кто вам разрешил снимать? Как ваша фамилия? – обратился он к сопровождавшим «бунтовщиков» тележурналистам. А один из менеджеров даже попытался вырвать камеру из рук оператора «Городского телеканала».
– Вы будете находиться здесь до тех пор, пока не приедут губернатор Анатолий Лисицын, председатель облдумы Андрей Крутиков или их представители, – объявила начальству Ольга Бойко. – Мы использовали все доступные мирные средства и теперь пришли не уговаривать, а требовать выплатить долги по зарплате до 1 апреля, привлечь к уголовной ответственности виновных в задержках, принять все возможные меры по спасению «Холодмаша».
– Я свободный человек, могу входить и выходить, когда захочу, – пытался возражать Михайлов.
– Нет, мы вас не выпустим, – заявили рабочие, выставив крепких мужиков в дверях.
Воробьев стал обзванивать по мобильнику приемные первых лиц области и города. Вместо них прибыл наряд милиции. Впрочем, сотрудники органов ни во что не вмешивались, молча наблюдая за развитием событий в кабинете гендиректора.
– Некоторые захотели получить политические дивиденды, они решают свои задачи накануне выборов. Может быть, я тоже коммунист, у меня в шкафу полное собрание сочинений Ленина, – пытался устыдить Воробьева гендиректор «Ярославского компрессора».
– Мы зарплату не получаем, а он опух от голода! – кричали пришедшие в адрес Михайлова, человека весьма плотной комплекции.
Народ встретил эту реплику аплодисментами.
– Дайте нам денег на жизнь, нам по барабану, кто будет владельцем или директором – Михайлов, Кроваткин или Табуреткин, – выразил общее мнение рабочий по имени Сергей Николаевич. – Для меня как работяги важно, чтобы платили достойную зарплату и вовремя. Мне только за квартиру нужно отдать полторы тысячи, а еще есть надо, кормить детей.
– Люди доведены до отчаяния, идет отток самых квалифицированных кадров. Если уйдет сварщик, под угрозой срыва будет выпуск пищевых котлов. У завода есть оплаченные заказы, а куда уходят деньги? – потребовал ответа у руководства начальник цеха мелких серий Станислав Чернявский.
– Поймите, что сегодня мы не можем вернуть долги по зарплате, иначе завод встанет, – убеждал Сергей Михайлов. – Банки отказали нам в кредитах. В течение трех месяцев ни одна копейка за военные заказы на предприятие не поступила. Пришедшие два миллиона рублей мы тут же потратили – 700 тысяч, чтобы запустить компрессорное производство, миллион отдали за энергетику и 483 тысячи за газ. В противном случае за долги нас отключат.
Тут между рабочими протиснулся замдиректора областного департамента промышленности и транспорта Сергей Федотов. Он напомнил, что в Ярославском арбитражном суде 11 апреля будет решаться вопрос о банкротстве «Холодмаша». Пока что введено внешнее наблюдение, арбитражный управляющий Евгений Рынденко анализирует ситуацию с имуществом предприятия и долгами, выявляет кредиторов. Скорее всего, завод ждет конкурсное производство с последующей реализацией имущества на аукционе. Его победитель и станет отвечать за судьбу завода.
– Позиция администрации однозначна – результатом процедуры банкротства должно быть сохранение производства на этой площадке, – сказал Федотов. – Перед арбитражным управляющим в качестве главной поставлена задача вернуть долги рабочим. Он уже подписал разрешение на продажу оборудования, не участвующего в основном производстве. За счет вырученных средств планируется погасить задолженность.
20 процентов акций ОАО «Холодмаш» принадлежит государственному концерну «Алмаз-Антей». Анатолий Лисицын направил руководству холдинга письмо с просьбой определиться со своей позицией по отношению к ярославскому предприятию. Губернатор также попросил министра промышленности РФ Виктора Христенко о встрече по судьбе «Холодмаша», поскольку завод отнесен к категории стратегически важных для государства.
Около часа дня по громкой телефонной связи к рабочим обратился замгубернатора Александр Федоров. После этого большая часть их покинула кабинет гендиректора. Федоров пообещал, что в понедельник приедет на «Холодмаш», где в кабинете генерального директора состоится встреча с делегацией рабочих.
Сразу же после акции зампрокурора Дзержинского района Ярославля Андрей Травкин объявил, что не считает ее противозаконной.
– Захвата не было, поскольку отсутствуют признаки насильственного проникновения в здание заводоуправления. Рабочие также насильно не удерживали руководителей завода. Просто недовольные задержками зарплаты пошли к директору в кабинет и вели с ним переговоры о сроках выплаты денег, – говорит зампрокурора.
Холодмашевцы, вдохновленные первым успехом, готовы к продолжению борьбы в случае неисполнения их требований.