Запрет вызван тем, что большая часть производимой в Аргентине говядины экспортируется, а это привело к росту цен на внутреннем рынке. Импорт из Бразилии – страны, являющейся другим крупным поставщиком мяса в Россию, пока закрыт по причинам ветеринарного характера. Третье место по поставкам говядины в Россию занимает Украина. Но там сейчас снижается производство мяса. Кстати, за два месяца этого года цена на говядину в России поднялась на 4 процента и догнала свинину, которая обычно была дороже процентов на 10.
В комитете ветеринарии департамента АПК Ярославской области так прокомментировали ситуацию:
– Быстрой реакции на складывающуюся конъюнктуру вряд ли можно ожидать. Что же касается нашей области, сырье пока на комбинаты поступает, и на мясоперерабатывающих предприятиях его дефицита не ощущается. Серьезные поставки говядины идут из Белоруссии, Белгородской, Ростовской, Воронежской областей.
– Наше акционерное общество от того, что Аргентина не стала поставлять нам мясо, не пострадает, – говорит начальник отдела сырья ЗАО «Атрус» Надежда Мямлина. – Пока есть из чего делать наши фирменные мясные изделия: и тушенку, и колбасу, и полуфабрикаты. Мы стараемся использовать свежее сырье, которое приобретаем на внутреннем рынке.
– Полностью солидарна с экспертами, которые прогнозируют повышение цен на мясо в России из-за событий в Аргентине, – говорит директор ООО «Русские колбасы» Марина Палочкина. – Более того, рискну назвать максимальный срок, в течение которого еще продержатся сегодняшние цены на колбасные изделия, – чуть больше двух недель. Уже сейчас мы испытываем серьезные трудности с приобретением сырья. Наши традиционные поставщики – Костромская, Вологодская, Тульская, Тверская и Калининградская области. С 1 марта мы подняли цены на свою продукцию лишь на 2 процента. К концу месяца они могут еще подскочить. В том, что сейчас происходит на мясном рынке в Аргентине да и других странах, больше все-таки политики, чем каких-то других причин, – считает хозяйка «Русских колбас» Марина Палочкина.
По мнению председателя сельхозкооператива имени 1 Мая Некрасовского района Николая Попова, брешь, образовавшуюся внезапно из-за прекращения поставок импортного мяса из той же Аргентины, закрыть очень сложно. Вслед за уменьшением объемов южноамериканской говядины рост цен на мясо неизбежно повлечет за собой сокращение его доли в потребительской корзине россиянина.
– Этот случай наглядно показывает, что надеяться на забугорного «дядю-кормильца» нельзя, – считает Николай Петрович. – Резкое снижение поголовья скота в нашей области, начавшееся в перестроечный период, по сути дела продолжается и сейчас. Разве что в эпоху коллективизации происходило у нас нечто подобное по масштабам. Складывается впечатление, что неведомыми ветрами к нам задуло вирус, который поразил в управленческих структурах центры, отвечающие за экономическую, и в частности продовольственную, безопасность страны. Кому-то ведь пришло в голову, к примеру, в нашем районе довести до ручки мощный откормочный комплекс на тысячу голов в колхозе имени Ильича. Раньше всех руководителей других хозяйств обязывали сдавать четырехмесячных бычков на откорм в этот специализированный комплекс. Здесь были созданы все условия для наращивания объемов мяса. На подобных откормочниках, которых было немало повсюду, привесы молодняка доходили в сутки до килограмма.
– Где сейчас тот «тысячник Ильича»?
– То место давно бурьяном поросло. И таких «мест» по стране сотни и тысячи. Сейчас выращивать молодняк на обычных молочно-товарных фермах невыгодно, поскольку комбикорма сильно подорожали, а закупочная цена на мясо осталась едва ли не прежней. От бычков во многих местных хозяйствах стараются так или иначе избавиться. Образно говоря, скотину легче «закопать», чем выкормить и с выгодой продать.
По мнению Николая Попова, многолетняя непродуманная политика государства в отношении села привела к тому, что мы попали в жесткую зависимость от импорта продовольствия, в том числе и мяса. К примеру, в 2005 году на эти цели Россией были потрачены 14 млрд. долларов. Это больше, чем в самом «голодном», дефолтном 1998 году! Жареный петух в образе богатой мясом Аргентины, клюнувший нас в уязвимое место, как бы дал понять, что зависимость российского национального продовольственного рынка от конъюнктуры мирового реально существует.
Те меры, которые в последнее время Правительство России предпринимает в отношении сельскохозяйственной отрасли, слава богу, говорят о том, что пришло наконец понимание необходимости более активного участия государства в регулировании сельхозпроизводства и агропродовольственного рынка, но результаты этих благих намерений еще когда появятся, а говядину по новым ценам мы будем покупать уже сегодня...