Шагать пешком до Юбилейной площади от улицы Воинова, конечно, далековато, но ещё дальше до окончательных выводов комиссии, которой предстоит разобраться в причинах этого из ряда вон выходящего ЧП. Необходимо установить все факты, тщательнейшим образом их взвесить, выявить мельчайшие нюансы и только после такого скрупулёзного анализа определить меру ответственности всех причастных лиц.
Комиссия в составе областной жилищной инспекции, прокуратуры, УВД продолжает работу. Возбуждено уголовное дело по факту случившегося, а в городе продолжают обсуждать этот небывалый для многострадальной истории Ярославля скандал. В принципе народ беспокоит одно: понесёт ли кто-нибудь за это наказание или в конце концов всё спустят на тормозах?
Не то, чтобы люди «жаждали крови» предпринимателя Андрея Пшеничникова, затеявшего пресловутую перепланировку. Как выяснилось, фирм-перестройщиков на первом этаже этого дома полтора десятка. На одном из собраний пострадавших прозвучало требование наказать тех, кто согласовывал эти перепланировки.
В Ярославле вопросы перепланировки курирует департамент архитектуры и развития территорий города. Не предваряя выводов комиссии, редакция попыталась получить ответы на самые основные вопросы там. Мы обратились с письмом к начальнику отдела градостроительного мониторинга и разрешений этого департамента Владимиру Кречетову (он настаивал, чтобы обращение было письменным). Само название этого подразделения говорит о том, что ближе всего к интересующим нас проблемам, похоже, именно оно. Но ответы пришли за подписью заместителя директора департамента Александра Карпенко.
Вопрос: Было ли выдано разрешение на перепланировку помещений?
«Решение о переводе квартиры № 12 в нежилое помещение департаментом не принято». Александр Степанович объясняет это тем, что заявление о таком переводе поступило в департамент 26 января с. г., для вынесения вердикта по закону даётся 45 дней, а ЧП произошло уже через четыре дня, 30 января.
Таким образом, получается, что работы были начаты ещё до того, как перестройщики обратились за разрешением.
Вопрос: Кто готовил проектную документацию?
Проект перепланировки и переустройства квартиры № 12, входящий в состав документов, необходимых для её перевода в нежилое помещение, выполнен ООО «Дизайн-проект-строительство «Новая Эра». Со своей стороны это ООО – член саморегулируемой организации «Верхне-Волжское проектно-строительное объединение», которое имеет право выполнять работы по обследованию строительных конструкций здания, разработке архитектурных, конструктивных и объёмно-планировочных решений.
Вопрос: Проводилась ли предварительная оценка проектной документации и если да, то кем?
По словам Александра Карпенко, «решение о возможности проведения каких-либо строительных работ при перепланировке и переустройстве помещения принимается проектной организацией». Той самой, что разрабатывает проект – вот такое удивительное у нас законодательство. А департамент мэрии, оказывается, просто не имеет полномочий, чтобы оценивать решения проектировщиков.
Строго говоря, добавим мы ко всему сказанному, перепроверить проектировщиков всё-таки можно. Это вправе сделать сам заказчик – если он хочет подстраховаться и быть уверенным, что ничего плохого не случится. Но обязать его сдать документацию на экспертизу никто не вправе. Такого в законе нет – вот такой пробел в нашем уважаемом законодательстве.
Что касается государственного надзора, то мэрия, как орган местного самоуправления, проводить его не вправе. Его по закону могут осуществлять соответствующие федеральные органы и органы субъекта Федерации. Так что никто из департамента мэрии остановить самовольную стройку-перестройку не может. А вот обратиться в областной государственный надзор с просьбой дать предписание на такую остановку в его компетенции.