Однажды в лифте я столкнулась с девушкой, несущей в пластмассовой переноске песчанку. «Это у меня уже вторая!» – поделились со мной радостью. Из детства я помню, что эти двоюродные сёстры мышей, населяющие пустынные степи, полупустыни и пустыни Африки и Азии, от северо-восточного Предкавказья и некоторых островов юго-восточной части Средиземного моря до Казахстана и Забайкалья, тоже способны петь, но поют у мышей только самцы – это серенады их невестам. «Ага, – думаю я, – если песчанок две, то это непременно самец и самочка! Значит, они должны петь!» Мне стало любопытно, и хозяйка мышек Юля Калягинова, студентка четвёртого курса факультета иностранных языков ЯГПУ, любезно согласилась познакомить меня со своими подопечными.
Оказалось, идея завести такого необычного питомца принадлежит молодому человеку Юли Никите. Пара сперва хотела приобрести тушканчика, но, увы, они плохо приживаются в доме, поэтому выбор был сделан в пользу песчанок. Как признаётся сама Юля – «мне понравились песчанки, потому что у них удивительно симпатичный хвостик – пушистый и с кисточкой». Сейчас у молодых людей живут аж целых две пустынных мышки. К сожалению, это оказались две девочки...
Старшая Мышель была куплена 31 декабря. Хотели купить ёлку, смеётся Юля, а купили песчанку... Младшая Гербиэль, от английского gerbil – песчанка, появилась в доме неделю назад – в дикой природе песчанки живут кланами, поэтому их лучше сразу покупать парами или семьями. Юля не учла этого, поэтому в клетке мышки разделены перегородкой – Мышель невзлюбила Герби.
– Очень хочу, – признаётся Юля, – чтобы Мыш и Гер как можно скорее поладили. Чтобы они лучше общались, выпускаем их гулять в раковину, но Мышель тут же начинает ссориться – бегает за Герби и кусает её за попу... В клетке стараемся менять их местами, чтобы запахи смешивались и Мышель уже не могла определить, кто здесь чужой. Очень жду, когда они подружатся и начнут чистить друг другу шёрстку, спать вместе.
В гости я пришла не с пустыми руками и прошу разрешения покормить питомиц.
– Пожалуйста, – отвечает Юля, – но вообще песчанки склонны к полноте, и кормить их рекомендуется только специальными смесями для грызунов и фруктами. Правда, по праздникам даём им орешки и семечки.
Пусть сегодня будет праздник, и я угощаю мышек сыром и крекерами. Подношение принято на ура!
Пока песчанки обедают, выспрашиваю у хозяйки тонкости содержания. Оказывается, в этом нет ничего сложного, главное, чтобы клетка была просторной, а корм – полезным, также лучше почаще устраивать мышкам моцион. Для этого Юля купила им специальный прогулочный шарик. А ещё песчанки, как воробьи, любят купаться в песке.
Тут я замечаю рядом с клеткой полоски белой бумаги. Моему удивлению нет предела. Видя мою реакцию, Юля хитро улыбается и предлагает бумажку песчанкам. Гербиэль проворно хватает полоску передними лапками и начинает с упоением грызть.
– Рукописи не горят, – смеюсь я, – но нетленку лучше держать подальше от мышей.
– Грызть бумажку, – поясняет Юля, – им необходимо для зубов – зубы у грызунов растут в течение всей жизни и их нужно стачивать.
– А что с уборкой клетки? – хочу я прояснить всё и сразу.
– Песчанки хоть и любят покушать, но почти не пьют, поэтому клетка чистая, менять подстилку можно раз в неделю.
Напоследок я прошу подержать героинь репортажа в руках. Мышель идёт неохотно, а вот глупенькая по молодости Герби с радостью забирается ко мне на ладошку и начинает рыть. Щекотно!
– А вы знаете, – спрашиваю я Юлю, – что песчанки, а так же дикие и домовые мыши, способны петь не хуже канареек?
Девушка искренне удивляется.
– Когда у ваших девочек появится мальчик, вы сможете насладиться мышиными трелями.
Мы расстаёмся с надеждой, что когда-нибудь услышим мышиную песню. Но это уже совсем другая история.