Нет, чиновники не обманули по привычке народ. Средний рост тарифов на услуги ЖКХ для граждан в наступившем году в действительности не превысит 15-процентного уровня. Это гарантирует всё обилие нормативных актов, принятых на различных уровнях и уже вступивших в силу. А для какого-нибудь конкретного отдельно взятого гражданина платёж за январь может не только не увеличиться по сравнению с декабрём, но и совсем наоборот – уменьшиться.
ЗА ЧТО И КАК ПЛАТИМ?
Всё дело в том, что тариф и платёж – это не одно и то же. В прошлом году тариф, например, на электроэнергию для город-ского населения, проживающего в домах с газовыми плитами, составлял 2 рубля 23 копейки за киловатт-час, а в нынешнем –
2 руб. 45 коп. Для горожан с электроплитами и селян: было – 1-56, а стало – 1-72. (Кстати, рост, опять-таки в среднем, всего 10 процентов). А платили (и будут платить) за электричество все по-разному. Один и в сто рублей укладывался, а другому и пятисот не хватало. Всё потому, что почти у всех есть электросчётчики, отражающие реальный объём потребления энергии.
А вот счётчиков потребления тепловой энергии в наших квартирах нет и даже в принципе быть не может, потому что подача тепла поставщиками централизована и от желания потребителя мало зависит. Поэтому расчёт платежа осуществляется также по тарифам, но с учётом нормативов. Зависящих, во-первых, от площади отапливаемой квартиры. (Тут ещё можно как-то попытаться сэкономить – перебраться в квартиру поменьше!) А во-вторых, от температуры теплоносителя, которую приходится поддерживать тем выше, чем холоднее воздух на дворе.
Тариф в данном случае это цена одной гигакалории тепла, по которой данная конкретная котельная продаёт её ответ-ственным квартиросъёмщикам. Чтобы получить сумму платежа, надо этот тариф умножить на нормативное количество гигакалорий, требующихся для отопления одного квадратного метра жилья при той или иной температуре окружающего воздуха, и на количество отапливаемых квадратных метров.
Так как нынешний январь выдался холоднее декабря, то плата за отопление одной и той же квартиры окажется выше, во-первых, на процент удорожания цены единицы тепловой энергии (гигакалории), а во-вторых, на разницу в количестве гигакалорий, использованных для обогрева населения. Про то, что зимой плата за отопление составляет примерно половину всей квартплаты, напоминать излишне. И вот эта-то половина подорожает самым существенным образом! «Повезёт» разве что тем, у кого в январе в доме приключилась авария, например, на водопроводе и они несколько дней не получали холодной, а ещё «лучше» горячей воды. Им успеют сделать перерасчёт по недополученным услугам и снизят платёж за них. И итоговое увеличение квартплаты станет не таким большим.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Директор департамента жилищно-коммунального хозяйст-ва и инфраструктуры правительства Ярославской области Александр Лебедев такого «везения» не желает никому из читателей «Северного края». Первым делом он напомнил, что в нашей области продолжает действовать региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Он составляет 14 процентов от совокупного семейного дохода. (К слову сказать, во многих регионах страны власти не столь щедры и руководствуются лишь федеральным стандартом, который равен 22 процентам). Если кто насчитал у себя больше – смело можно идти оформлять субсидию! Оформлением её занимаются муниципальные органы социальной поддержки населения, и для этого необходимо представить сведения о доходах всех членов семьи и о расходах на оплату жилья, а также документы, подтверждающие право проживания в данной конкретной квартире. (Жители областного центра о порядке получения этих субсидий подробнее могут узнать на официальном сайте мэрии Ярославля: www.city-yar.ru, а в городах и районах области следует обратиться в местную администрацию).
Нынешнее повышение квартплаты может привести к увеличению числа семей, получающих субсидию. У тех, кто и прежде получал её, размер субсидии вырастет. А внезапное ухудшение финансового положения ячейки общества (кто-то, например, потерял работу) в некоторых случаях может привести даже к тому, что собственные расходы семьи на оплату жилья в январе окажутся даже меньше, чем в декабре.
Такая субсидия является одной из мер, защищающих население от негативных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства страны, разговоры о которой ведутся с конца 90-х годов. Впрочем, не только ведутся. Реформа ведь и в самом деле идёт! И проявляется она не только в постоянном, всегда опережающем величину инфляции и уж тем более темпы роста зарплат увеличении квартплаты. Другое дело, что рост цен, прямо бьющий по населению, всегда заметен более всего...
РЕФОРМА – НА СЕБЕ
А Александр Лебедев, менее двух лет назад возглавивший областной департамент ЖКХ, рассуждает об этой реформе не теоретически. Ещё в 2002 году он осуществил её в полной мере для своей семьи. Будучи жителем одного из крупных пригородных посёлков, он построил себе там индивидуальный дом. Провёл в дом электричество, холодный водопровод и газ. На входных вентилях поставил счётчики и оплачивает всё это согласно ежегодно утверждаемым тарифам, но не по нормативам, а именно по факту реального потребления. А вот подключаться к имеющейся в посёлке котельной и «покупать» у неё тепло он не стал. Хотя тогда, в самом ещё начале процессов реформирования ЖКХ, стоимость тепловой энергии для населения была не так велика.
Александр Лебедев... ладно уж, скажем... был тогда руководителем того предприятия, у которого он как частное лицо мог бы (но вот не захотел же!!!) приобретать тепловую энергию. Ориентируясь в экономике и осознавая перспективы грядущих изменений, он тогда уже понял, насколько это ему невыгодно.
Даже в те годы дешёвой ещё тепловой энергии было невыгодно! Ведь плата за отопление и горячую воду суммарно составляла уже половину всей квартплаты. И это при том, что котельные, производящие тепло и не очень дорого продающие его населению, убытки компенсировали за счёт завышения цен на теплоэнергию для промышленных потребителей. Так продолжалось, между прочим, ещё с советских социалистических времён. Но теперь такая «социальная» ценовая нагрузка на капиталистические предприятия становилась им обузой. Постепенное избавление от неё (хотя и не только оно) привело к тому, что при общем, примерно 30-кратном, росте платежей за жилищно-коммунальные услуги за последние одиннадцать лет стоимость тепловой энергии для населения вздорожала ещё больше. И теперь в отопительный сезон за отопление и горячую воду мы платим более двух третей общей суммы.
Предвидел ли всё это на рубеже тысячелетий нынешний директор областного департамента ЖКХ Александр Лебедев? Бог весть! Но тепловую энергию для себя и своей семьи он производит сам. У себя дома, где поставил газовый отопительный котёл.
РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ
Снизить жилищно-коммунальные расходы до нуля не удастся, конечно же, и в этом случае. За холодную воду, газ и электричество всё равно приходится платить. Но ведь расходует все эти ингредиенты хозяин дома не по нормативам, пусть даже совершенно правильно рассчитанным, а по необходимости. Если семья уезжает на все выходные в гости, например, то зачем в доме поддерживать 20-градусную комфортную температуру? Вот вернутся, тогда и согреют.
А мы в своих городских квартирах, если нам делается вдруг нестерпимо жарко зимой, что делаем? Открываем нараспашку форточки, а то и окна, совершенно бесплатно направляя дорогостоящую тепловую энергию на обогрев морозной улицы. Потому что другого способа остудиться у нас нет. Перекрыть вентиль на своей батарее нельзя потому, что это чревато страшной аварией и размораживанием всего дома, да и бессмысленно, ибо уменьшить платёж за отопление отдельно взятой квартиры тем самым мы не сможем.
Между тем, одна из главных целей реформы ЖКХ в нашей стране состоит в том, чтобы сформировать в потребителе жилищно-коммунальных услуг чувство хозяина. «Я заплатил за них – я должен получить их! Мне нужно поменьше – я купил меньше! У него есть деньги и он может позволить себе больше – он получит больше!» Как в хорошем гастрономе: кому-то по вкусу и по карману «Пошехонский» сыр, а кто-то обходится и колбасным. Как с потреблением электрической энергии, в конце концов. В этом отдельно взятом секторе жилищно-коммунального комплекса рыночные отношения уже сложились и вопросов не вызывают.
А вот в вопросе потребления тепла и воды мы... просто привыкли к комфорту! Привыкли, что это всё у нас всегда есть, возмущаемся, когда что-то вдруг некстати отключается, сердимся, что за них с нас дерут бешеные деньги!
УЧЁТ И КОНТРОЛЬ
По одной из программ, разработанных лет пять назад в рамках сверхзадачи реформирования ЖКХ, населению настоятельно рекомендовалось уже к 2012 году поголовно установить у себя в квартирах счётчики на газ, на холодную и горячую воду. Тогда нам всё рассказывали о немцах, которые очень любили, приезжая в Россию, часами лежать в горячей ванне, плескаться под душем. У себя на родине они этого позволить себе не могут, там такое удовольствие дорого и оплачивается по счётчику. Сейчас об этой затее что-то ничего не слышно. Вероятно, власти, видя повсеместную инертность населения и не умея побороть оную, отказались от этого хорошего замысла. Зря, между прочим! Нужно было больше пропагандировать его, использовать политику кнута и пряника (например, тем, кто поставил счётчики раньше определённого срока, установить пониженные тарифы, а тем, кто затягивает процесс, ввести такие нормативы потребления, которые бы подстегнули людей), просто стимулировать установку счётчиков, продавая их как можно дешевле, а то и просто бесплатно устанавливая.
НЕДОСЧИТАЛИСЬ...
Плохо, когда руководителям страны и региона не хватает воли довести свою идею до реализации. Им легче просто взвинтить в очередной раз цены, а потом взволнованно объяснять причины их повышения, искать деньги для выплаты субсидий, не тратя их на другие, может быть даже более важные, статьи расходов. Ведь почему нам услуги ЖКХ кажутся такими дорогими? Да потому что зарплаты у нас маленькие! У власти нет денег на повышение жалованья бюджетникам, а владельцы заводов, газет, пароходов, глядя на них, не спешат платить больше своим работникам.
А отсюда и рост неплатежей за услуги ЖКХ со стороны населения. Даже по официальным данным он составляет 5 процентов начисленных сумм. По словам директора департамента ЖКХ Александра Лебедева, в прошлом году в Ярославской области управляющие компании недособрали 400 миллионов рублей. Независимые эксперты (например, ярославский экономист Владимир Тамаров) полагают, что реальный недобор доходов в отрасли раз в пять больше. Как бы там ни было, именно эти деньги могли бы ускорить процессы модернизации системы ЖКХ. Самая острая проблема – это строитель-ство небольших котельных, работающих на газе, самом дешёвом из современных видов топлива, и обеспечивающих теплом и горячей водой компактные микрорайоны. Если избавиться от всех котельных, работающих на мазуте, а то и на солярке, если снизить потери при транспортировке тепла на большие расстояния, как это имеет место нынче сплошь и рядом, стоимость тепловой энергии для потребителя снизится. Но для этого нужна твёрдая воля инициаторов реформы ЖКХ и нужны инвестиции – в том числе и бюджетные деньги. Владельцы старых котельных ведь не всегда заинтересованы в тратах, которые неизвестно окупятся ли. У них и дорогое тепло покупают. Конкурентов-то пока нет...
ОБЩЕЕ ДЕЛО
Говоря о конкуренции, нельзя обойти вниманием и такую графу наших коммунальных платежей, как «Оплата содержания и ремонта жилья, оплата общедомовых расходов». Здесь тоже ожидается рост. При этом многие плательщики просто не понимают, за что и кому они платят. Дескать, уборщицы в подъезде нет, лампочку на лестничной площадке я свою вкрутил. Вкрутил-то сам, а кто за потреблённую ей электроэнергию заплатил?
Всеми этими важными «мелочами»: дворниками, ремонтом крыш, оплатой за вывоз мусора и пр., занимается или должна заниматься управляющая компания. Сейчас муниципальных ЖЭКов не осталось. Их функции перешли к частникам. У каждого многоквартирного дома есть договор с такой компанией на обслуживание. Чаще всего договор более чем условный, потому что собрать жителей дома на собрание для официального заключения договора... сами понимаете! Но у договора есть срок действия. И можно, наконец, собраться всем вместе и либо уж потребовать исполнения договора, либо расторгнуть его и заключить с другой компанией! Или уж тогда платить и не жаловаться.
КУДА ПРИДЁМ?
...Закончится ли когда-нибудь рост цен на услуги ЖКХ? Ну, скорее всего, его не будет следующей зимой! В 2012 году должны состояться выборы органов власти всех уровней, поэтому эти органы остерегутся в такое время волновать людей. А потом всё продолжится. До тех пор, пока цены не сравняются, например, с финскими. В этой близкой нам по климату стране, как рассказывают знающие люди, за квартиру в городском доме платят от 200 до 500 евро в месяц (от 8 до 20 тысяч наших рублей, если по курсу). Правда, у них зарплата средняя 2000 евро в месяц. Но нам и при меньшей зарплате столько же платить придётся. Даже больше, потому что у нас – потери на трубопроводах, у нас воруют, у нас... страна такая! Но когда станет больше, то бизнес станет выгодным и им наверняка заинтересуются иностранцы. И тогда появится конкуренция, и тогда снизятся цены. Как снизились они в Ярославле на многие товары и продукты после того, как к нам пришли немецкие фирмы «Метро», «Глобус»... Потому что конкуренция!
Альтернативы этому нет. Либо будет нормальный рынок в ЖКХ, либо случится то, что кое-кто сейчас называет грядущей коммунальной катастрофой...