В наших краях на начало нынешнего учебного года 202 переданных в муниципальную собственность автобуса обслуживают 208, в основном сельских, школ – это около шести тысяч пассажиров в возрасте до 16 и чуть старше. Как десятилетие спустя эта программа выглядит у нас в действии, какие у «школьника» проблемы, разбирался наш корреспондент.
ЭТОТ ДОБРЫЙ КРОКОДИЛ
Вообще-то таковыми крокодилы, мы знаем, не бывают. Но есть исключения. Ну хотя бы этот вот, стоящий на расчищенной от снега площадке разворота у крыльца школы № 5, что на романовской стороне Тутаева, мандаринового цвета автобус с надписью крупными буквами по борту «Дети». История умалчивает, откуда взялось зубастое прозвище. Чтобы мы зря по пустякам не ломали голову, шофёр Александр Николаевич Мурзин (на снимке) приглашает нас в салон со словами:
– Крокодил и есть, просто потому, что слегка похож, да и то если смотреть издалека. Только, конечно, «аллигатор» он не злой, а добрый – сейчас увидите.
Вместе смотрим, что имеет школьный автобус для удобства своей непоседливой публики и в её защиту. Выдвижная нижняя ступенька для малышей, аптечка и огнетушитель, ремни безопасности на каждом из 22-х мягких сидений, кнопки вызова водителя, громкая радиосвязь с ним, полки для ранцев – вот сколько всего, и всё на своих местах.
Уроки кончились, через полчаса в рейс, у Мурзина плановый техосмотр. Времени на него жалеть ему не приходится, водитель «школьника», ясно же, это вам не тот лихач на городской маршрутке, что, бывает, людей возит, как дрова. Школы стараются подбирать шофёров с педагогической жилкой, неравнодушных к детям. По тому, как не очень-то словоохотливый Мурзин разговаривает с ребятами, да просто по тому, какими глазами он на них смотрит, понимаешь, что водитель им вроде старшего друга-наставника. Шебутных утихомирит, не повышая голоса, кого надо без всяких слов ободряюще потреплет по затылку – у самого-то Александра Николаевича уже внучки взрослые.
У школьных водителей – свой немудрёный профессиональный кодекс чести: не гоняй с ветерком – по зимним дорогам быстрее сорока километров в час, – как бы тебе того ни хотелось, не крути виражей, не езди задним ходом, чтобы не приведи господи какой-нибудь маленький зевака не оказался под колёсами. Если перед школой круг разворота не расчищен или тем более если его нет вовсе, районная маршрутная комиссия тебя так жёстко притормозит, что сам побежишь за лопатой.
Ещё из «кодекса»: малышей после уроков «крокодил» должен непременно с дежурным сопровождающим доставить если не до самой калитки, то как можно ближе к дому, на расстояние прямой видимости из окон. А если он в деревню за десять вёрст отвозит одного-единственного пассажира, то это вполне нормально. Таких «vip-персон» в тутаевской пятой школе, одной из старейших в России (её дальний предок – открытый ещё при Пушкине приготовительный класс приходского училища), после недавней реорганизации – 23 человека, жителей Помогалова, Борисоглеба, Родионова, Языкова и самого дальнего села Нового, до него 12 километров.
Больше всего у Мурзина подопечных в Пшеничищах. В прошлом году там закрыли малокомплектную школу, её ученики теперь на попечении директора пятой, выпускницы Ярославского педвуза Ольги Хохловой.
– Больших проблем с перевозкой деревенских ребят у нас, пожалуй, нет, – вводит нас в курс дела Ольга Владимировна. – Кроме «кавзика», полученного по наследству из Константиновской школы, где обзавелись новеньким ПАЗом, имеем и «Газель». Водит её племянник Александра Николаевича, такой же, как дядя, ас и внимательный к детям человек, Юрий Мурзин. Неплохой семейный подряд получается. Бог милостив, обходимся без нештатных ситуаций, и не было случая, чтобы «школьник» наш не вовремя прибыл к месту назначения.
СПАСИБО ТЕБЕ, ТРУДЯГА
На наших дорогах, давно ставших беспроигрышной темой острословов, у жёлтого автобуса другого выхода нет, кроме как, строго соблюдая всё, чего нельзя, быть по определению, героическим трудягой. На двести с лишним школ у нас в области транспортных средств, тех, что на ходу, почти столько же, а ведь маршрутов куда больше: по данным департамента образования, их 335!
То есть вот, например, в Большесельском районе на дюжину школ, а все они – сельские, приходится пять автобусов. И если у Вареговской школы в подшефных только Шельшедом, то у центральной – Дунилово и Высоково, а школа села Нового собирает ребят со всей округи, из малых деревень вроде Гарей и Девищ.
При крутых перепадах расстояний, от километра до двадцати и больше, ясно, что мурзиным Юхотской сторонки скучать не приходится. Уж не говоря о том, что пути-дорожки там, как и в пошехонской, даниловской, некоузской, брейтовской сельской глухомани, если их от снега не почистить, то и не проедешь. Это вам не федеральная трасса, стрелой пересекающая Переславский, Ростовский, Ярославский районы, заметно облегчая участь их школьного транспорта.
Так что вкалывает школьный автобус все эти годы на совесть и на износ. Условия везде разные, общие для всех руководящие указания не годятся – федеральную программу в своё время принимали с продолжением, на недальнюю перспективу в три года. Как минимум дважды обновляли её с учётом отзывов и предложений региональных департаментов образования, в частности, многочисленных жалоб на затяжные ремонтные паузы – запчасти дилерам приходилось возить через полстраны с завода-производителя.
Когда претензии к надёжности «курганца» достигли по числу и накалу критической массы, началась планомерная замена сибирских «кавзиков» на павловские ПАЗы и нижегородские «Газели». При тех же скоростях (и вместительности ПАЗов) они не только легче в управлении и маневренней, но и значительно дешевле: по цене одного «курганца» купить можно три пазика.
После подключения программы к нацпроекту «Образование» дело пошло веселее. С нынешнего года, оставаясь целевой и региональной, стала она ведомственной: закупка транспорта идёт по упрощённой процедуре «деньги – товар», без конкурсов. В минувшем году автопарк школ области пополнился сразу тридцатью ПАЗами и шестью «Газелями».
А что наши добрые «крокодилы»? Прощаться с ними ещё не время, на вверенном им посту ещё стоят в области шесть десятков этих непреклонных гвардейцев. В Тутаевском районе из десяти жёлтых автобусов таковых четыре. Где-то со снятыми сиденьями они уже пригодились на подвозке грузов, где-то списаны. У Мурзина же старшего, как мы убедились, «кавзик» ещё хоть куда. Вот что значит хороший уход.
В Тутаеве что для этого придумали? Дважды в учебном году школы заключают договоры на ремонт и обслуживание автобусов с муниципальным предприятием ООО «Партнёр». Автобус передаётся ему в аренду, водителя, если он того захочет, оформляют в штат, как Александра Мурзина, зарплату получает он, стало быть, в администрации района. Правда, тех, кто предпочёл быть поближе к ремонтной базе, пока по области единицы. К примеру, из шест-надцати водителей жёлтых автобусов в Даниловском районе таковых только один. Остальные включены в штатные расписания школ с заработком из норматива их подушевого финансирования, плюс доплата из денег нацпроекта «Образование».
При этом нетрудно догадаться, что ни те, ни другие, будучи бюджетниками, далеко не миллионеры. «Газель» стоит в гараже пятой школы, сам Мурзин-младший, её штатная единица, не делает секрета из того, что считает собственные заработки в восемь тысяч целковых недостойными для мужчины, имеющего семью. Забот у него, предполагаем, не меньше, чем у дядюшки. Из посёлка Красный Бор возит на учёбу ребят не только своей, но и в порядке профсолидарности, другой школы левобережного Тутаева –
№ 2. Раз в неделю Юрий Мурзин доставляет километров за двадцать пять психологов и логопеда в коррекционные классы школы в Першино. Она одна из тех, обслуживание которых по федеральной программе «Школьный автобус» было десять лет назад признано «нерентабельным».
ФИЛИППОК XXI ВЕКА
Есть такие школы и в других местах – некоторые адреса находим в редакционном досье. Вот один из них: Переславский район, деревня Волчья Гора. Дети километра за три при любой погоде ходят в Берендеевскую школу через лес и поле пешком. Жёлтый автобус пускать туда не решаются – опасаются его быст-рого износа. Родителям, понятно, это не нравится, пишут письма по инстанциям. Им отвечают, что нужна новая дорога, стоимость постройки одного километра полотна – 8 миллионов рублей, и таких денег на это район не имеет.
– Подобные случаи есть и в Даниловском, и в Первомай-ском, и в Брейтовском районах, но тут всё-таки не правило, а исключение, и проблема тем или иным способом решается, – комментирует информацию специалист департамента образования Ярославской области Алексей Беляков. – Жизнь есть жизнь, дети из отдалённых деревень, скажем, Брейтовского района учатся в Вологодской области. Кого-то выручает личный автотранспорт родителей. Некоторые даже переходят на семейное образование с оплатой труда репетитора в 70 процентов от сумм, предусмотренных нормативом подушевого финансирования. Кто-то ездит в школу по льготным или бесплатным проездным на рейсовом автобусе.
Как раз такой вариант – Першинская школа. Там с первого по девятый класс учатся сейчас человек пятьдесят, дети из Яскина, Прохорова, Богдановки. Заведующий клубом в Богдановке, от которой до Першина, будем считать, вёрст десять, не меньше, отец троих детей Андрей Звонарёв, напомнил нам в тему о герое рассказа Льва Николаевича Толстого «Филиппок». Как пришёл этот бедовый парень в школу за селом у церкви тайком от домашних, как сперва испугался учителя, а потом всё же сумел-таки убедить его, что уж он-то, «Филиппок» в школе человек свой. Послушаем Звонарёва:
– У нас «филиппки» появляются весной и осенью, когда, чтобы попасть на уроки, приходится им по бездорожью месить грязь, благо резиновые сапоги есть у всех, они-то и выручают. А зимой, по моим подсчётам, 18 человек ездят в Першинскую школу на рейсовом автобусе Тутаев – Богдановка, чей график подправлен под школьное расписание. А как живётся Першину без жёлтого автобуса – поинтересуйтесь в школе.
Мы этому совету последовали, незамедлительно получив полный ответ от директора Нины Алексеевны Филиппенковой:
– Знаете, где находится Богдановка? У самой границы с Рыбинским и Даниловским районами, – объяснила она. – А у нас ведь ещё и детский сад имеется. Ну ладно, родители кооперируются, малышей возят на личном транспорте. А сколько у нас бывает дела в Тутаеве? Раз в две недели наши девятиклассники ездят в пятую школу на предпрофильную подготовку – опять же на общественном транспорте. Или представьте: приглашены на праздник урожая, идём на приступ рейсового со своими дарами природы в коробках. Похожая стрессовая ситуация возникает, когда отправляемся на соревнования и встаёт задача поместиться в салон вместе с лыжами... Ещё два года назад пообещали нам «Газель». Запаслись терпением, ждём не дождёмся, когда обещание выполнят.
Заканчивалась наша командировка в Тутаевский район там же, где и начиналась – у крыльца школы № 5, на площадке разворота. Там как раз должен был вот-вот отдать швартовы автобус Мурзина. Мы подошли, чтобы пожелать всем доброго пути. И неожиданно перед самой отправкой выслушали взволнованное слово о наболевшем сопровождающей на маршруте, педагога группы продлённого дня Натальи Катковой:
– Знаем, что дороги сейчас «Автодор» чистит в поте лица своего, без выходных и праздников. Понимаем, там у них полная запарка. И всё же снова и снова просим их заняться Пшеничищами. Село большое, но свернуть туда для посадки наш автобус не может – такие везде заносы. Детей приходится забирать с проезжей части трассы Ярославль – Рыбинск, а там ведь опасный закрытый поворот. Мы просим: почистите, пожалуйста – дети же. Ответ получаем будто под копирку – дескать, техники не хватает, подождите, дойдут руки и до вас. Может быть, из Ярославля проще до них достучаться?
Мы обещали попробовать – правильно, дети же.
Каткова Наталия | 19.03.2011 в 03:31 | ответить0
Не успела газету в январе купить, зато на сайте прочитала :) После вашей статьи в Пшеничище проблемы с расчисткой дороги больше не стояло!