О том, как выглядит реальная картина с детскими садами в Ярославле, говорилось в статье «Нелёгкое поручение президента» («Северный край» за 3 декабря 2010 г.). Если коротко, ситуация дошла до ручки, и не только в нашем городе. Дефицит мест в детских учреждениях стал общегосударственной проблемой. В ежегодном Послании Федеральному собранию Президент Дмитрий Медведев дал прямое поручение региональным властям принять конкретные меры. В том числе по строительству детских садов.
Так что же со строитель-ством?
В прошлом году в Ярославле не построено ни одного садика. В этом пока тоже не найдёшь ни одной такой стройплощадки. Тем не менее, если вспомнить, что всякая стройка начинается не с котлована, а с выбора места и проекта, всё представится не таким мрачным.
Директор департамента архитектуры и развития территорий города Игорь Лебедев убеждён в важности разработанного его сотрудниками документа –схемы размещения детских садов в Ярославле. Он стал частью генерального плана, который будет действовать до 2020 года и даёт наглядное представление о том, где по городу дет-ские сады есть и где ещё должны быть. Любопытно, что при этом сегодняшние специалисты департамента не раз вспоминали и вспоминают добрым словом своих предшественников. В 1950 – 1960-е годы, когда началась планомерная застройка города – прежде всего Брагина, Нефтестроя, позже Заволжского района, – одновременно с планированием жилых микрорайонов предусматривалась и инфраструктура: магазины, почта, школы, те же детские сады. Часть запланированного не успели реализовать.
– А документация осталась, и мы до сих пор ею пользуемся, – рассказывает Лебедев. – Проекты застройки советских времён и сейчас действующие, они логичные, полноценные и реально помогают в решении сегодняшних проблем. В течение многих лет, например, остаются зарезервированными места, отведённые в этих проектах для школ и детских садов. Желающих строить на «пустырях» жилые дома, торговые центры, парковки всегда было и остаётся много. Но мы отбиваемся: ребята, нельзя, там детские сады будут, это наша перспектива.
А вообще по генеральному плану только в растущих районах города – тех, где уже имеется застройка и которые будут развиваться дальше, предусмотрен 51 детсад. Цифра, конечно, из тех, которыми гусей дразнить, но это на ближайшее десятилетие и в расчёте на то, что нужно. А уж что получится – другой вопрос. Впрочем, для десяти из них земельные участки под строительство выделены и, если бы не кризис, считает Лебедев, они бы сегодня уже строились. Некоторым даже разрешение на строительство выдано.
А если ещё ближе к сегодняшней реальности? В поисках такой информации обращаюсь в департамент организации строительства и жилищной политики мэрии. В соответствии с приоритетами, определёнными департаментом образования, подготовительная работа ведётся сейчас по нескольким адресам, – сказали там. По словам директора департамента Феликса Ходановича, разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы на три детских садика. После реконструкции здания сад в проезде Шавырина должен войти в эксплуатацию уже осенью этого года. Сад на улице Доронина планируется сдать в будущем году, сад на улице Строителей – в 2013-м.
Наиболее острая ситуация с дошкольными учреждениями сложилась в Заволжском районе, поэтому в ближайших планах появился ещё садик на проспекте Машиностроителей. В нынешнем году должен быть выполнен его проект, проведены торги на выбор подрядной организации и начато строительство. Ввод в строй планируется на 2013 год.
Появятся дополнительные деньги, заметил Ходанович, сроки могут приблизиться. При условии выделения федеральных средств объём строитель-ства детсадов будет увеличен. Для этого резервируются земельные участки, разрабатывается проектно-сметная документация, проводится государ-ственная экспертиза проектов.
К мудрым мыслям моих собеседников прибавлю чисто эмоциональное мнение жительницы Ярославля Марины Савельевой:
– Столько всего строят, а хотя бы один садик в год осилить не могут.
Но если без эмоций и если учесть, что строительство одного места в детском саду стоит сейчас 1 миллион рублей, то это действительно сложно. Последний детсад, введённый два года назад в микрорайоне Сокол, обошёлся городу в 320 млн. рублей. К тому же большая часть новых домов возводится сейчас не за государственный счёт, а на деньги инвесторов. А у них свой интерес. Купят землю для микрорайона, выстроят жилые дома – и до свидания. А всю «социалку», в том числе дошкольные учреждения, оставляют строить городу. На детских садах не заработаешь.
– Почему бы не согласовать интересы? В последнее время приходится слышать о так называемом государственно-частном партнёрстве. Нет ли у нас таких примеров? – интересуюсь у Лебедева.
– Пока в государственно-частном партнёрстве у нас «засветились» две организации – «Квадратерра» и «Металлоторг». Последняя из них даже подписала с мэром соглашение о строительстве детского сада на Красноборской улице, разработала проектную документацию, но, как я понимаю, её подкосил кризис.
И всё-таки нельзя ли под-толкнуть решение проблемы детских садов какими-то другими нетрадиционными способами? С просьбой поделиться мыслями на этот счёт обращаюсь к Сергею Смоленскому. Знаю его много лет, ещё со времён ярославского МЖК, где генерировались, в том числе с его участием, многие светлые идеи. И реализовывались тоже. Сегодня он директор по строитель-ству компании «Спектр», депутат муниципалитета.
– Думаю, рано или поздно руководство страны всё равно согласится с необходимостью государственной программы строительства детских садов как составной части демографической программы. Для начала необходимы хотя бы зал-повые финансовые вливания, чтобы снять напряжённость. Как мы, горожане, могли бы подключиться к решению данной проб-лемы своими малыми ресурсами? Я слышал, что у одного из наших предприятий есть дет-ский сад, который он в своё время не передал городу и продолжает его содержать. А город у него заказывает энное число мест для ребятишек, чьи родители на предприятии не работают и, соответственно, оплачивает определённую сумму. Таким образом город всё равно тратится. Но чтобы построить одно место в детском саду, требуется миллион, а на содержание одного места нужна несоизмеримо меньшая сумма.
Так что муниципально-частное партнёрство могло бы выглядеть так: если кто-то при сегодняшнем дефиците предлагает свои услуги по содержанию детей – десяти, тридцати, пятидесяти человек, – то надо платить ему из городского бюджета. В бюджете должна быть оставлена для этого строчка.
Что ещё? – продолжает Смоленский. Есть помещения, которые продаются. Но если находятся люди, готовые взять их под детский садик, не продавайте их с аукционов, найдите какую-то форму поддержки таких людей – в виде доплат, освобождения от каких-то местных налогов и т. п.
В каждом районе есть определённое количество детских садов. Что, если из тех четырёх-пяти садиков один сделать платным? Это значит, что с муниципального бюджета будут сняты те дотации, которые для него направляются, а высвободившаяся сумма будет распределена на оставшиеся. Да, наверняка часть детей придётся перевести из одного садика в другой. Да, в платном, возможно, будут созданы лучшие условия. У этой идеи, как у других, что я назвал сейчас навскидку, есть плюсы и минусы, всё нужно по-считать, взвесить.
В поисках нестандартных форм решения проблемы дет-ских садов «Северный край» вышел на так называемую «Школу для малышей» на Угличской улице. Разговор с её директором Натальей Нянковской тоже получился интересным.
Слухи о том, что это частное заведение, не подтвердились. Оказалось, оно государственное, является подразделением Провинциального колледжа.
Школа состоит из четырёх квартир, когда-то давно объединённых вместе, так что особого переустройства не потребовалось, обычный косметический ремонт.
В школе две утренние группы и вечерняя.
Утренние похожи на обычный садик, только «укороченный», он работает с 8.30 до 13.30 и занимается тем, чем и положено заниматься с детьми в дет-ском саду. Отличий два. Первое – у школы нет права кормить детей, поскольку наличие кухни потребовало бы соблюдения неподъёмных для такого маленького заведения всякого рода норм. И второе – дети здесь не спят, поскольку их «рабочий день» кончается рано.
Вечерняя группа из тридцати человек – это те, кто посещает обычный садик, а сюда ходят два раза в неделю на дополнительные занятия.
«Школа для малышей» платная. За ребёнка в утренней группе родители платят 4 тысячи, в вечерней – 1400 рублей. Несмотря на цены, желающих очень много, очередь не кончается. У школы высокий авторитет, здесь работает коллектив, который собирался «поштучно» в течение пятнадцати лет.
– Тем не менее, если бы не колледж, который оплачивает все коммунальные услуги и является государственным учреждением со всеми вытекающими последствиями, нам бы не выжить, – признаётся директор.
В заключение возвращаюсь к разговору со Смоленским.
– Я не думаю, что привлечение частного инвестиционного капитала в случае с детскими садиками – панацея, – подытоживает он. – Это просто создание неких дополнительных возможностей. Можно и нужно искать средства в местном бюджете, но много ли найдёшь? На недавнем заседании муниципалитета мы сняли некие суммы со строительства конно-спортивной школы, обязав власти направить эти деньги на строительство детского сада. Но ручеёк ведь совсем небольшой. Строительство детсадов – всё-таки забота государства. Давайте лоббировать выделение федеральных средств. Доказывать, что демографическая ситуация в Ярославле усугубляется, и через два-три года, если не принимать кардинальные меры, возможен коллапс. У нас весомые аргументы, и нужно сделать всё, чтобы защитить их «в верхах».
Гость | 26.04.2011 в 14:35 | ответить0
слов нет одеи эмоции.