Храм Софии Премудрости Божией не сразу разглядишь за ветками деревьев. К тому же в ночь на Крещенский сочельник – так называется день, предшествующий Крещению, – постарался лёгкий морозец, украсив их инеем. Узкая проезжая дорога, тропинка – и мы у храма. Но чувствуем себя, словно где-то за тридевять земель от областного центра. Добавляет этого ощущения и терпкий запах дымка от печного отопления, который тянется по улице. А между тем до Стрелки – рукой подать. Она – напротив, через Волгу. И с берега, до которого от Софии Премудрости Божией всего-то несколько шагов, прекрасно видны во всей своей красе Успенский собор и набережная Ярославля.
Храм этот тоже стоит на набережной – только Тверицкой. Он появился здесь в 1766 году. Построен на средства прихожан села Савино, которое было на этом месте. Многие бывшие благодетели храма, савинские крестьяне и тверицкие купцы, покоятся ныне на кладбище рядом с ним. Известно, что имел храм и свои угодья, дом, а вот кто и почему решил освятить его в честь Софии Премудрости Божией, теряется в истории.
Другого такого храма нет во всей епархии, рассказывал нам его нынешний настоятель отец Василий Шиханов. Он занялся восстановлением его лет восемь назад. До этого храм, после того как в 1937 году его закрыли, чем только не был. Размещались здесь и магазин, и склад, и мастерская. А последнего настоятеля отца Апполоса тогда, в 1937 году, увели в подъехавший воронок прямо со службы. Это хорошо помнила мама Татьяны Викторовны Галяшкиной.
– Ушёл с пятью копейками в кармане, с уверенностью, что их на обратную дорогу хватит, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Не вернулся.
Но и по сей день вспоминают в Тверицах этого священника и то, что он был заядлым садоводом и разводил пчёл. А ещё – художником, как нынешний настоятель отец Василий, который сам пишет иконы для своего храма.
...Открываем дверь, и ощущение иного мира только усиливается. Люди в валенках. В центре города такую обувь на прохожих не увидишь, а здесь, мы это и сами поняли, побродив по берегу, без неё плоховато. Снегу всюду по колено.
Льётся из глубины храма старинная славянская вязь слов. Служба уже началась. И на ней вспоминаются события из Ветхого и Нового заветов, дни от сотворения мира до Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан, всё, что связано с водной стихией. Вода и есть, можно сказать, главный атрибут этого церковного праздника. Её освящают в храмах и водоёмах. И, учитывая круговорот воды в природе, наверное, после этого всё в нашем мире становится иным. Хоть и не на долгое время.
Служба в Крещенский сочельник долгая, такая же, как и в Сочельник Рождественский, но вот и она подходит к концу. Выстроились друг за другом причастники – те, кто решился причаститься Святых Христовых Таин в день праздника. Таких немного, всё-таки были Святки – двенадцать дней, когда у православных верующих отменяются еженедельные однодневные посты.
А после причастия начался чин освящения воды. Лёгкие брызги её летят в народ. Дети и пожилые люди, совершенно солидные мужчины с радостью ловят их, подставляя лица, головы. Батюшка предупреждает:
– Сейчас можно будет набрать воды для дома, только не толкайтесь, всем хватит.
И всё-таки небольшая толчея происходит. Благодати хочется каждому и как можно скорее. Под неё, крещенскую благодать, многие запаслись основательно. Набирают воду в пятилитровые пластиковые бутыли. Они в канун Крещения становятся едва ли не дефицитом.
А отец Василий уже готов двинуться крестным ходом на Волгу, там устроена крещенская прорубь – иордань. Накануне над обустройством её трудились прихожане Николай Воловенко и Роман Соколов. Выпиливали во льду, сковавшем Волгу, крест. Вода нынче неплохо промёрзла и у берега. Вот только замерзала она слоями, и это внесло определённые трудности в процесс обустройства. Но Николай и Роман в своём деле поднаторели, уже не первый год устраивают Крещенскую прорубь. В этот раз им для обустройства её потребовалось четыре часа, но бывало и больше.
Эстафету от них приняли Константин Викторович Левин, Александр Анатольевич Волчков и Евгений Александрович Чуприн, они установили деревянную лестницу, чтобы можно было спуститься в прорубь. Разбили палатку, где можно будет переодеться тем, кто решится окунуться.
Теперь кто-то из прихожан обязательно будет дежурить у проруби, чтобы снимать быстро затягивающий воду ледок. Температура воды в ней не выше четырёх градусов, от неё поднимается лёгкий парок.
Крестный ход приближается. Снова служится молебен. Отец Василий трижды опускает в воду крест. Ну вот теперь можно и окунуться!
Сам отец Василий тоже обязательно сделает это. Но только ночью, после службы, говорит он. И, наверное, при этом обязательно вспомнит воды другой реки, которую православный человек считает самой главной на земле, Иордана, в неё ему тоже довелось окунаться.