Появление в Рыбинске троллейбусов в середине 70-х годов стало настоящим событием. Во-первых, это был экологически чистый вид транспорта, работающий от электричества. Во-вторых, троллейбусы стали хорошим подспорьем автобусам, единственному на тот момент виду общественного транспорта, который не справлялся с постоянно растущим пассажиропотоком, особенно в часы «пик», когда люди спешили на работу и домой.
– Сразу после армии я работал на железной дороге помощником машиниста и узнал, что идёт набор на обучение такой редкой для нас специальности – водителя троллейбуса, – вспоминает Александр Николаевич.
Тогда набрали две группы, в каждой по тридцать человек.
Сегодня из выпуска 1976 года в МУП «Троллейбусное управление» города Рыбинска осталось всего два Александра – Панин и Алексеев.
– Мы, наверное, тут самые терпеливые: кого-то уволили за несоответствие, кто-то сам ушёл. Ведь работа водителя троллейбуса требует в первую очередь дисциплинированности. Это начинаешь понимать, когда везёшь пассажиров – за их безопасность и жизнь несёшь полную ответственность. И конечно, ничего не получится без любви к профессии. А тут я и сам катаюсь, и люди доберутся домой и по делам, – рассказывает Александр Николаевич.
Первоначально в Рыбинске троллейбусных маршрутов было мало, они связывали троллейбусный парк с центром города и железнодорожным вокзалом.
Сейчас в городе работает 6 маршрутов, с недавнего времени маршрут № 8, следовавший в Заволжский микрорайон, был закрыт. В 2009 году удалось реализовать давние планы: троллейбусы № 1 и 6 пошли до улицы Расторгуева, чтобы получилась закольцованная линия. Теперь есть возможность прямого сообщения между микрорайонами Веретье-1 и Вере-тье-2. Все работы по установке опор и линий электропередачи были выполнены на средства предприятия. Мощность линий позволяет и дальше расширять сеть маршрутов. В перспективе есть техническая возможность пустить троллейбусы по одной из центральных улиц города – Герцена. Кроме этого рассматривается вариант прокладки электрических линий в микрорайоне Мариевка.
Без обновления подвижного состава такие планы реализовать практически невозможно. В начале 2000-х годов ситуация в троллейбусном управлении из-за отсутствия средств была настолько катастрофическая, что под угрозой стояло само существование предприятия. Но производственная база позволила решать вопросы не только технического обслуживания, но и капремонта машин. Их сваривали из старых корпусов, в которые монтировали оборудование и выпускали на линию. А за 2008 и 2009 годы МУП «Троллейбусное управление» Рыбинска значительно обновило свой подвижной состав. Появились 18 новых троллейбусов, четыре из которых – самые современные: с низкой посадкой, красивым дизайном.
О чём мечтают водители «рогатых» машин, которые каждый день выходят на линию? Александр Николаевич отмечает:
– Чтобы на предприятии была сильная ремонтная база, чтобы днём мы развозили пассажиров, а ночью троллейбусы вставали на ремонт, ведь к каждой машине всё равно нужна привычка.
Но и сейчас, хотя ситуация в троллейбусном управлении более или менее выровнялась, проблем у водителей, выходящих на линии, немало. В городе неуклонно увеличивается количество частного автотранспорта. Особенно много хлопот доставляют водителям троллейбусов оставленные на улицах в старой части города автомобили, лавировать между которыми, не выбиваясь из графика движения, – дело непростое. Долго приходится ждать, когда проедут машины на перекрёстке улиц Расторгуева и Черепанова, что в микрорайоне Веретье, и дадут дорогу троллейбусам. Интервал в движении «рогатых» машин – семь минут. Если водитель не успевает, простоит в пробках или на перекрёстках, выбьется из
графика.
– Наверное, владельцы легковушек не понимают, что в троллейбусе могут ехать их родственники, друзья и знакомые, – говорит Александр Николаевич.
У Панина немало наград за отличный труд. Самая большая благодарность, когда подходят пассажиры к окну и говорят «Спасибо!» за аккуратное управление транспортом. Григорий Алексеевич Демидов, начальник эксплуатации МУП «Троллейбусное управление» города Рыбинска, отметил, что дважды, в 1982 и 1983 годах, Александр Панин был награждён дипломом «Мастер – золотые руки» в городском смотре-конкурсе на звание «Лучший водитель троллейбуса». В 1984 году он получил грамоту предприятия за призовое место по безопасности движения. И тогда же – нагрудный знак «За работу без аварий» второй степени. А в уходящем году он вошёл в тройку лучших водителей троллейбусов.
Сам Александр Николаевич считает, что в работе ему помогает спорт, с которым он на ты с подросткового возраста. Занимался самбо. Будучи в армии, в войсках МВД в Челябинске, стал чемпионом дивизии, а потом и чемпионом военного округа. Когда вернулся домой, в Рыбинск, работу на железной дороге, а потом на моторостроительном заводе стало трудно совмещать с тренировками. Когда перешёл в троллейбусное управление, увлёкся карате, которое в то время считалось закрытым видом спорта.
Работу водителя троллейбуса Александр Николаевич сравнивает с тренировками в карате, когда нужно отключиться от всех проблем и выбрать для себя главную линию – дорога, троллейбус, пассажиры.
Сам Александр Николаевич уже более десяти лет не брал больничных. Главным в выходные дни кроме работы по дому считает физические нагрузки. С алкоголем он никогда не «дружил», да и негоже это водителю троллейбуса.
Мечтает Александр Николаевич, с юношеских лет привыкший к здоровому образу жизни, чтобы на предприятии появились тренажёры. Когда выдаётся свободная минутка, можно бы себя физически поддержать, чтобы работать ещё лучше.