Марк Твен утверждал, что любой святой мог творить чудеса, но лишь немногие из них смогли бы содержать гостиницу. Сегодня на рынке Ярославской области работают 74 гостиницы на 5500 мест. Если посмотреть на развитие гостиничного бизнеса в нашем крае в сравнении с другими регионами Центрального федерального округа, то даже по официальным данным Росстата наша область является одним из немногих регионов, где гостиничная индустрия развивается стабильно и по нарастающей.
– Исторически мы отстаём только от Тверской и Владимирской областей по общему числу мест, но опережаем их по темпам роста ёмкости гостиничной базы, не считая, разумеется, Московского региона, – делится официальной информацией консультант отдела по развитию туризма департамента экономического развития правительства Ярославской области Дмитрий Цапук. – Другие регионы, в том числе и на маршруте «Золотое кольцо России», мы уверенно опережаем по всем показателям.
В контраст к этому оптимистичному заявлению – пессимистичная статистика: в последние пять – семь лет более 70 процентов туристского потока составляют однодневные посетители, долю «ночующих туристов» в общем потоке гостей увеличить не удаётся. И это – на фоне существенного увеличения числа гостиничных мест.
Только в 2009 году в строй были введены 17 новых и реконструированных объектов размещения общей вместимостью более 500 мест. И это не всё: в ближайшие два года планируется открытие ещё более десяти гостиниц, из них только в Ярославле – четыре. Привлечение внебюджетных инвестиций в индустрию гостеприимства Ярославской области идёт более чем активно: только в уходящем 2010 году финансовый поток составил около трёх миллиардов рублей.
Строили, строим и будем продолжать в том же духе мы вот почему. В 2009 году немецкие специалисты разработали «Стратегический план развития и размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Ярославской области до 2020 года», согласно которому для успешного развития в регионе туристско-рекреационного кластера в течение ближайших десяти лет необходимо построить не менее 24 отелей более чем на четыре тысячи мест. И этот план, заметьте, был разработан и просчитан ещё до того, как стало известно о заманчивых перспективах проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году, который, как известно, «заденет крылом» и Ярославскую область. А что со всем этим богатством в индустрии гостеприим-ства мы будем делать, это уже другой вопрос. Однако на сегодняшний день ситуация такова: в 2009 году среднегодовая заполняемость уже имеющихся гостиниц снизилась на 10 – 12 процентов по сравнению с 2008 годом и составила в среднем по области всего 39 процентов. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов грянувший кризис, но всё-таки...
– Это чрезвычайно низкий показатель, – считает генеральный директор «Ринг-премьер отеля» Анна Померанцева. – Для того чтобы выживать в рыночных условиях (гостиничный бизнес весь сосредоточен в частной собственности), поддерживать на должной высоте уровень сервиса, содержать номерной фонд в достойном состоянии, обучать персонал и постоянно повышать его квалификацию, эта цифра – 40 процентов заполняемости по области – должна быть минимум в два раза выше.
Поэтому Анна Померанцева, как практик гостиничного бизнеса, в корне не согласна с департаментом экономического развития правительства Ярославской области в том, что в регионе есть острая необходимость в строительстве новых объектов гостиничной сферы, особенно – элитных. С этим у нас и так всё в порядке. Открыты vip-отели «Гелиопарк «Бухта Коприно», рассчитанный на приём 400 гостей в Рыбинском муниципальном районе, элитный загородный клуб «Grand adventure» в Брейтовском муниципальном районе, «Святой Георгий» уровня «4 звезды» в Ярославле, на подходе – курорт «Золотое кольцо России» под Переславлем, где запланировано строительство четырёхзвёздочной гостиницы на 200 с лишним номеров, пятизвёздочного спа-отеля, тридцати коттеджей категории «люкс». Да, согласна Анна Евгеньевна, когда проводятся масштабные события – Мировой политический форум, юбилейные торжества в честь тысячелетия, научные съезды российского и международного уровня – в такие моменты весь гостиничный фонд Ярославля и области оказывается востребованным на сто процентов. В дни проведения первого Мирового политического форума под размещение многочисленных гостей были задействованы даже теплоходы, пришвартованные в речном порту. Но событий такого масштаба в год – раз-два и обчёлся, а следующие юбилейные общегородские торжества с тремя нолями – и вовсе весьма отдалённая по времени перспектива. Гостиницы же функционировать должны круглый год, здесь и сейчас. Выход и чиновники от туризма, и его практики видят в одном: формировании равномерно распределённого по месяцам года календаря значимых событий.
– Необходимо создавать поводы, чтобы можно было приехать в область, – конкретизировал стоящую перед отделом по развитию туризма цель директор департамента экономического развития правитель-ства Ярославской области Александр Шутов, выступая на заседании правления Российской гостиничной ассоциации.
– Создание событийного ряда – с одной стороны, развитие инфраструктуры – с другой, – согласна с ним Анна Померанцева. – Приедет турист, поселится в гостинице, а дальше что: куда пойти, чем заняться, где провести время? В выходные многие отели просто стоят пустые. Как таковой ярославский туристический продукт – то, что мы можем предложить гостю, – вообще минимален. На пальцах одной руки можно пересчитать туроператоров, которые занимаются въездным туризмом.
В данном случае надо признать: Анна Евгеньевна не совсем о себе беспокоится: «Ринг-Премьер отель» – гостиница дорогая, ориентированная в первую очередь на приём делового туриста. Туристическим группам, как правило, малобюджетным, ночлег в этом отеле не по карману (стоимость номеров в нём от 3825 рублей в двухместном стандарте до 15 тысяч в апартаментах). То есть если каких средств размещения катастрофически в области дей-ствительно не хватает, так это гостиниц эконом-класса. И хотя открытие гостиниц уровня «одна-две звезды» быстро окупило бы себя «за счёт оборота», открывать их никто не спешит. Почему? Потому что… непрестижно. Вот этот момент престижа немецкие стратеги просчитать никак не могли. Сейчас весь гостиничный бизнес сосредоточен в частных руках. Иметь сегодня гостиницу равносильно тому, как одно время было престижно иметь свой собственный салон красоты. А кому «в приличном обществе» похвастаешь собственной гостиницей-общежитием? То-то и оно. Как говорят сведущие в этом бизнесе люди, «одна-две звезды» – это просто разговор ни о чём». Такие понятия, как мода на что-то или престиж в определённых кругах ни к какому стратегическому плану развития «не пришьёшь», потому как человеческий фактор в данном вопросе – категория непредсказуемая.
Мысль о том, что нам нечего предложить туристу в плане «посмотреть-развлечься», вскользь обронённая в ходе нашей беседы с Анной Померанцевой, застряла у меня в голове. Хоть я и не занимаюсь въездным туризмом, но «за державу» – ярославский туристический продукт – стало обидно. Переадресую этот вопрос знатоку въездного туризма – директору ООО «Ярославское бюро путешествий и экскурсий» Светлане Даниленко. Светлана Борисовна успешно работает на этом поприще более тридцати лет, всякого повидала. Неужели и впрямь посмотреть в Ярославле не на что?
– Нам есть что показать, – не согласна Светлана Борисовна. – Не зря туристы предпочитают на экскурсию – в Ярославль, а ночевать – уже за пределы области. Потому что Ярославль – город очень дорогой по всем бытовым вопросам – питание, проживание; Кострома, Иваново в этом вопросе куда демократичнее.
С тем, что в Ярославской области катастрофически не хватает гостиниц, Светлана Даниленко тоже не согласна – «даже лишку уже», говорит она. Будучи профессионалом, предпочитает работать с проверенными, надёжными партнёрами, из дос-тойных называет гостиницу «Юбилейная» (соотношение цены и качества выше похвал), приемлемые цены в «Которосли». Для школьных экскурсий предпочтительнее «ещё более бюджетный» вариант – тут подходят гостиницы «Космос», «Турист». На вопрос, во сколько же обходится двухдневное пребывание в Ярославле, Светлана Даниленко огорошивает меня цифрой – 6 тысяч рублей. И это с самыми бюджетными «ночёвками-столовками». Действительно, далеко не каждому по карману. Это только сразу после фанфар тысячелетия вплоть до октября ажиотаж был огромный, воодушевлённый народ рвался в Ярославль чуть ли под лозунгом «мы за ценой не постоим» (сработал тот самый «отсроченный эффект юбилея», на который так рассчитывали чиновники отдела по развитию туризма). А сейчас – мёртвая тишина.
Можно предположить, что аналогичный всплеск интереса к городу и области (что непременно отразится и на востребованности местных гостиниц) в ближайшей перспективе следует ожидать в связи с предстоящим 1150-летием Ростова Великого, а в более отдалённых планах – в связи с чемпионатом мира по футболу. Но это при всём их масштабе разовые акции, повсе-дневные проблемы с их помощью не решишь. А придумать и раскрутить на уровне России мероприятия столь значимые, чтобы люди рвались в город несмотря ни на что (в том числе – и на достаточно высокие цены в гостиницах) – это задача будет по-труднее, нежели просто очередной отель построить. Как заметил один остряк, швейцарцы возводят премилые пейзажи вокруг своих отелей. Чем мы хуже?
Более 1 миллиона 390 тысяч гостей (из которых 80 процентов – россий-ские граждане) посетили Ярослав-скую область в 2010 году. Только 333 тысячи человек (меньше 30 процентов от общего туристического потока в область) остановились в гостиницах области на ночлег.