Понятно: кролики и кошки – звери разные. И биология у них различна, и поведение тоже. Кошачьи, например, такие яркие индивидуальности, что им в шутку хочется приписать человеческие темпераменты.
Белые львы Ярос и Лава. Ярко выраженные сангвиники: не агрессивны, не пугливы, расположены к людям. Прибыли в Ярославский зоопарк
4-месячными львятами в конце июня из национального парка Танзании – подарок от белградского спонсора Ника Аничича. Некоторые учёные выделяют белых львов в отдельный подвид. Заведующая отделом хищных млекопитающих Ярославского зоопарка Анастасия Митягова считает их обычными альбиносами. По её предположению, в природе такие особи, как правило, не выживают, так как они лишены маскировочной окраски, способной скрыть их среди выжженной травы африканской саванны.
Впрочем, Яроса и Лаву не заботит ни их альбинизм, ни систематическое положение в животном мире. Они прекрасно адаптировались в условиях зоопарка. Их любимое занятие (помимо еды и отдыха) – игра. Ох и намучились киперы (сотрудники, ухаживающие за животными), сооружая для них игрушки! Требования к игровому материалу жёстче, чем для детей до трёх лет. Игрушки должны быть прочными, преимущественно деревянными, не должны иметь мелких, легко отгрызаемых и проглатываемых деталей, и, разумеется, большими. Топовая игрушка – 200-литровая бочка. Её набили погремушками, замуровали и раскрасили «под мясо». В таком виде она просуществовала целую неделю!
– Это долго, – смеётся Анастасия Митягова. – Другие игрушки львята ломают за один день.
Недавно у львят появился новый интерес. Они подкидывают, пинают и катают миски для еды. Миски гремят и гнутся. Киперы их выпрямляют и снова используют по прямому назначению.
Детство у львят будет ещё долгим. Половозрелость у самок львов наступает в два года, у самцов ещё через год. Примерно через три года у Яроса и Лавы может появиться потомство. Это будет большой удачей. Ведь размножение редких, исчезающих животных – одна из основных задач всех зоопарков мира.
Гепарды. Пока безымянные, пугливые холерики. Они прибыли в Ярославль 11 ноября из танзанийского зоопарка African animals и не успели адаптироваться: беспокоятся, при приближении людей прыгают на сетку вольера. Когда теплолюбивые африканские жители привыкнут к новому месту жительства, их начнут выпускать в открытые вольеры и адаптировать к русским морозам. Сейчас гепардам полгода. Появление детёнышей, как и у львов, ожидается примерно через три года. Но размножение гепардов в неволе – задача сложная. Требуется содержать самцов и самок отдельно, соединяя их лишь на время спаривания. Для этого зоопарк планирует расширение территории и создание специального «кошатника».
Дальневосточный лесной кот Марат. Старожил, прибыл в 2008 году из Ивановского зоопарка. Типичный флегматик. Нелюдим, находится в перманентой кошачьей медитации. Любит покушать. Подлинный интерес проявляет только при виде живого корма, а вот к особям противоположного пола интерес не наблюдался. Правда, настоящей партнёрши Марату пока не нашли. Полгода в клетке с ним жила обычная домашняя кошка, но Марат не изменил своим привычкам. Теперь он делит клетку с барсучихой. В природе барсуки и коты занимают разные экологические ниши и в неволе друг другу не мешают. Сотрудники зоопарка шутят, что у них появятся «барсукоты». На самом деле барсучиха сейчас в спячке, Марат в силу многолетней привычки от неё не отстаёт. И виды настолько далёкие, что скрещиваться не могут.
Дальневосточные рыси. По характеру нежные меланхолики. Их приобрели в подмосковном питомнике «Салтыковский». Уже тогда было понятно: покупаются два самца. Самок не было. Что делать! Взяли самцов в надежде подобрать партнёрш попозже в других зоопарках. По приезде в Ярославль выяснилось: рыси принадлежат к редкой разновидности – дальневосточной. А в большинстве зоопарков содержатся обыкновенные европейские рыси. Так и живут рыси вместе. В природе половозрелость у рыси наступает примерно в 33 месяца. Самцы начинают драки из-за самок и больше не могут существовать на одной территории. Как отметила Анастасия Митягова, наши дальневосточные рыси прошли рубеж половозрелости год назад. Но до сих пор они трепетно относятся друг к другу: живут в одной клетке, вылизывают и ласкаются друг к другу.
Кролики кошачьей индивидуальностью, увы, не обладают. В зоопарке у них даже имён своих нет. Одни инвентарные номера. Потому и рассказывать о кроликах придётся обо всех сразу. Они мягкие, безопасные, робкие и плодовитые. Кроликов в зоопарке много: целых десять пород. Все домашние породы выведены от одного вида – дикого европейского кролика. И какие красавцы! Ангорские с пуховой шёрсткой и велюровые с одним подшёрстком. Вислоухие с висячими ушками и кролик-баран с ушками, загнутыми как рога. Самый маленький (1,5 кг) породы Гермелин и самый большой, 10-килограммовый Фландр. Почти всех кроликов принесли в зоопарк ярославцы. В отличие от гепардов и львов кролики не являются редкими животными, и разводить их в зоопарках необязательно. Правда, ещё встречаются на просторах нашей планеты исчезающие виды диких кроликов. Например, мексиканский кролик тепоринго, о котором чудесно рассказал английский зоолог и писатель Джеральд Даррелл в книге «Поймайте мне колобуса».
А по хозяйственному значению кролики обгонят всех кошек вместе взятых. Их разводили на мясо в специальных лепорариях ещё в Древнем Риме. Продолжая древнеримские традиции, многие ярославцы держат кроликов дома. Чтобы их питомцы были здоровы, заведующий отделом териологии Василий Глаголев напоминает правила кормления. Кроликов кормят дважды в день. Утром дают сухие корма или зерносмесь, которую можно приготовить самостоятельно из овса и отрубей (1:1). Вечером овощи – морковь и немного капусты. Декоративным кроликам дают салат.
Вот каковы настоящие, совсем не мифические животные. Выбирайте любого! Если вы предпочитаете обманчивую мягкость, сменяющуюся внезапным нападением, – вам к кошкам. Если же по душе мягкость, податливость и беззащитность, – вам к кроликам. И счастливого вам года!