Глядя на обновлённые фасады старых зданий, прохожие восхищались: как всё же прекрасен наш город! Что ни дом, то изюминка. Будто заново возникли сразу несколько прекрасных церквей, десятилетиями пребывавших в запустении, чего стоит только комплекс Вознесенского прихода на пересечении улиц Свободы и Чайковского (на верхнем снимке). Отреставрирован практически весь комплекс Спасского монастыря, включая звонницу и мощные стены. Метр за метром прошлись реставраторы по Знаменской башне, и её белоснежная чистота осеняет сейчас весь центр Ярославля.
Федеральные власти выделили на приведение в порядок нашего исторического наследия огромные деньги, немалые средства ассигновали спонсоры и меценаты – всё, что сделано, трудно перечислить.
Тем более обидно, что в этот же самый год город понёс невосполнимые утраты. Своеобразным символом этих потерь стало обрушение дома Понизовкина на улице Свободы. Памятник архитектуры конца XVIII – середины XIX веков, одно из старейших каменных зданий Ярославля, в основе которого строение времён Екатерины II, было перестроено в 1850 годах, но внешне скромное продолжало играть важную роль на карте Ярославля. По выражению специалистов, оно «держало» улицу, помогало сохранять планировку города – ту самую, которая незадолго до 1000-летия Ярославля была признана главной его достопримечательностью и благодаря которой наш город внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом Понизовкина, поставленный на реставрацию, заказчик и владелец здания ООО «Икар» сначала стало понемногу разбирать, а потом попросту обрушило, ссылаясь на его почтенный возраст. Специалисты такой «диагноз» не подтверждают и называют случившееся первым в постсоветской истории города случаем вызывающего пренебрежения нашим наследием и прямым нарушением законов.
Материалы переданы в правоохранительные органы, а затянутые сеткой развалины уже восемь месяцев высятся на виду у всех как свидетельст-во того, что у нас в этом плане далеко не всё благополучно (нижний снимок).
Речь не только о физических потерях, есть и моральные – не менее болезненные. Ярославские власти так и не нашли управу на многих горе-собст-венников. В центре города можно насчитать с десяток памятников или просто старых зданий, ещё не рухнувших, но стыдливо загороженных в нынешний юбилейный год металлическим профилем или рекламой. «Северный край» не раз обращал внимание на руины особнячка по улице Некрасова, 18, называл другие подобные. Теперь их загородили и, видимо, считают дело сделанным.
То ли из-за несовершенст-ва законодательства, то ли из-за отсутствия опытных юристов мэрия Ярославля никак не может справиться с владельцами того, что должно было стать когда-то гостиницей «Чайка». Шанс одержать над ними победу в ходе масштабной подготовки к 1000-летию тоже оказался упущенным. Перефразируя известную рекламу, можно сказать: стоит тот кирпичный «зуб» как скала. Кстати, его прикрыли панно настолько низкого художественного достоинства, что лучше бы вообще ничем не прикрывали.
К разряду тех же невзятых бастионов относится пресловутая бывшая баня на улице Свободы. В предпраздничные дни власти, казалось, собрались с силами и предприняли очередное наступление на собственников, которые и не думают приводить здание в пристойный вид. И опять были вынуждены отступить.
Говорят, свою злую роль в нерешении этих проблем сыграл кризис. Есть случаи, когда, наверное, так и есть. Фасады дома Пастухова на углу улиц Собинова и Пушкина стали разрушаться этой зимой потому, что он до сих пор без хозяина. Одно из красивейших зданий города, дом-памятник в двух шагах от площади Волкова находится в областной казне, а продать его не удаётся: кризис, рынок недвижимости встал. Но списывать всё остальное на кризис нельзя. Тут историческому наследию Ярославля грозит... человеческий фактор. По вине этого «фактора» до многих памятников и просто дорогих ярославцам зданий так и не дошли руки.