Январь ознаменовался 145-летием Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Вообще-то в год тысячелетия Ярославля щеголять некруглыми датами было как-то неприлично. Инициатором отмечания этой даты стала директор музея Елена Анкудинова. Однако подлинные страсти вокруг музея-заповедника, выплеснувшиеся далеко за пределы Ярославской области, забурлили вокруг персоны Елены Андреевны в связи с её увольнением и последующим восстановлением в должности директора.
В феврале Ярославль опять-таки был на устах у всей интеллигенции страны: на сей раз в связи с заслугами главного режиссёра Волковского театра Сергея Пускепалиса на кинематографическом поприще. Он был удостоен главного приза на 60-м Берлинском фестивале за сыгранную им роль в фильме Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом». Однако в масштабах Ярославля Сергей Витауто наделал куда больше шума своими весьма неоднозначными постановками на волковской сцене. Я имею в виду чехов-ских «Трёх сестёр» и декабрьскую премьеру «Бедного миллионера».
Приверженцам традиционных ценностей в сфере культуры, безусловно, пролил бальзам на души фестивальный марафон в честь тысячелетия Ярославля. Движущей силой каждого из них стала личность с мировым именем. IX Пасхальный фестиваль был осенён присутствием Валерия Гергиева, великого Родиона Щедрина и легендарной примы Майи Плисецкой. Достойную конкуренцию этому апрельскому событию составил его майский музыкальный преемник – Международный фестиваль Юрия Башмета, собравший на Ярославской земле музыкантов из Германии, Италии, Венгрии, Японии, Норвегии. «Зерном» августовского традиционного фестиваля «Преображение» стало «Слово о полку Игореве» – памятник культуры мирового значения.
Ярославль, русская драматургия, театры мира – эти понятия вот уже второй год подряд тесно переплетены в концепции XI Международного фестиваля имени Волкова. Однако новая концепция не отменила добрых традиций присуждать премии Правительства России деятелям культуры, творящим за пределами Садового кольца, и эта фестивальная неделя торжест-ва русской драматургии на театральных подмостках мира тоже стала безусловным событием в культурной жизни Ярославля в уходящем году.
Многие события этого года так или иначе были связаны с 1000-летием Ярославля. Так, Ярославский художественный музей инициировал проект, который был поддержан Министерством культуры России и профинансирован по программе «Культура России»: речь идёт о создании для нового Успенского собора копий знаковых для Ярославской земли икон Спас Вседержитель, датируемый XIII веком, Богоматерь Ярославская (XVI век) и двух рам-икон, находящихся в собрании музея.
Весть о тысячелетии Ярославля по городам и весям, странам и континентам понесли четверо молодых ярославцев Игорь Реховских, Леонид Кричмара, Евгений Якимчук и Сергей Быкадоров, отправившиеся в кругосветное путешествие автостопом. Этот социокультурный проект «Ярославль. На тысячу шагов ближе» тоже родился при под-
держке Ярославского художественного музея.
А для тех, кому всего милее шелест книжных страниц, 2010 год запомнится весомым вкладом ярославцев в книжную культуру не только нашего края, но и страны. Хороших книг вышло много, мы же особо хотим отметить сборник очерков корреспондента нашей газеты Татьяны Егоровой «Ярославль. Прогулки и встречи» и составленную главным редактором Андреем Григорьевым книгу четырёх переводов «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана (последняя была отмечена даже на книжном конкурсе посольства Франции). А известный ярославский издатель Александр Рутман стал обладателем лауреатского звания в конкурсе «Лучшая книга года», который ежегодно проводит Ассоциация книгоиздателей России. Так что ярославские «читатели – писатели – издатели» тоже пережили в уходящем году свои минуты славы.