Создать свой «Архнадзор» в Ярославле – это, конечно, было бы здорово. Но я считаю, что нам нужно своё название. Негоже использовать чужой бренд. Но дело даже не в названии. «Архнадзоровцы» в Москве бросались под экскаваторы, спасая исторический город. Они стояли в пикетах, приходили на митинги, активно протестовали против нового генплана Москвы, подавали в суды, устраивали выставки, спасая культурное наследие столицы.
Где нам взять ярославского Рахматуллина? Я восхищаюсь этим человеком, журналистом, писателем, который блестяще отстаивает старую Москву, любит её и отлично знает её историю и культуру. Видимо, в Ярославле общественность вела себя недостаточно активно, отстаивая исторический центр от крупномасштабной застройки. Надо делать выводы. Брать пример у «Живого города» в Петербурге, который более активно боролся и сотрудничал с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО. И они смогли отстоять силуэт города от «газоскрёба».
В Ярославле есть свои особенности, у нас свои проблемы с сохранением культурного наследия. У нас есть свои активисты, знающие специалисты, а главное, люди, которые хотят и могут сохранить наш древний город.
Давайте выберем как девиз строки из песни Булата Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Даёшь ярославский «Архнадзор», ярославский «Живой город»! Мы победим, если будем бороться вместе.
* * *
Я не понимаю, каким образом ярославские власти собираются в феврале 2011 года отчитываться перед ЮНЕСКО о том, как они выполняют решение 33-й сессии Комитета всемирного наследия 2009 года по сохранению исторического центра Ярославля.
Чего стоят объекты, построенные в историческом центре Ярославля только за последний год: новый мост через Которосль, нарушивший охраняемый ЮНЕСКО ландшафт; 5-этажная гостиница в Первомайском переулке, нарушившая масштаб заповедной части города; памятник 1000-летию Ярославля на нижней Стрелке высотой с
7-этажный дом, испортивший вид на ансамбль в Коровниках; памятник «Клятва князя Пожарского», негативно повлиявший на обзор главного западного фасада Спасо-Преображенского собора. Эти объекты в историческом центре Ярославля построены в ущерб целостности объекта всемирного наследия.
* * *
Очень важно, что общественность города бьёт тревогу по поводу угрозы изменения масштаба и целостности центра Ярославля в связи со строительством гостиницы на Стрелке. Протестовать необходимо сейчас, пока не поздно. Мы уже научены горьким опытом. Новое здание, этот «сундук с резной крышкой», по своему архитектурному решению совершенно не вписывается в историческую среду ярославской Стрелки. Кроме того, оно неизбежно вылезет на панораму и будет искажать силуэт и подавлять расположенные рядом памятники архитектуры – Митрополичьи палаты и Ильинско-Тихоновскую церковь.
* * *
Люди, которые вышли на площади с плакатами на защиту культурного наследия своего родного города, России в целом, – каждый в своём регионе – неравнодушные и отважные. У них в руках одни плакаты. И горячее сердце в груди. Им больше нечем бороться против чудовищной ситуации, которая сложилась за последние годы. И они уже победили. Хотя бы тем, что показали своё отношение к этой ситуации.
Сам пикет – это событие огромной важности для города. Наконец-то общественность осознала, что, кроме неё, никто не сможет отстоять ценности нашей культуры, сохранение исторического облика центра города, наше национальное достояние, мировое наследие. В 1980-е годы, после сноса двух исторических зданий на ул. Свободы, группе архитекторов под руководством Ксении Александровны Соколовой и ярославским художникам удалось отстоять улицу Свободы от планируемого расширения на участке от ТЮЗа до ул. Победы. Тогда этот патриотический порыв в защиту исторического центра охватил практически всю общественность города.
* * *
Мне лично близок лозунг, который размещён на сайте столичного «Архнадзора»: «Счастлив тот, кто имеет мужество защищать то, что любит». Волна протестов против поправок в федеральный закон «Об объектах культурного наследия» показала, что общественность способна повлиять на ситуацию по сохранению культурного наследия. За пару дней до акции было отменено решение о строительстве башни «Охта-центра» 400-метровой высоты в Петербурге. А накануне акции отменена поправка в закон, разрешающая «реконструкцию» памятников, введение которой и вызвало взрыв негодования специалистов и общественности, вылившийся в сбор подписей под открытым письмом Президенту России и массовые митинги и пикеты по стране.
Гость | 20.06.2011 в 13:41 | ответить0
Раньше надо было создавать" Архнадзор". Сейчас уже столько всего разрушено, ужас! Сейчас, самое главное, сохранить то, что осталось. Здесь без общественности не обойтись.
Рязанец | 20.06.2011 в 14:42 | ответить0
Был в Ярославле более десяти лет назад, действительно- изменения не в пользу города, потому и люди с грустными глазами(по материалам Вашей газеты).Хотя и позитив тоже есть.Очень понравились цветники.