В МОРГЕ НЕТ МЕСТ
В любимой нашим народом комедии «Любовь и голуби» персонаж Сергея Юрского дядя Митя сочиняет, рассказывая другим героям киноленты о якобы скончавшейся жене, такую ситуацию: «Сегодня привезут. Вообще-то три дня держать положено, но в морге нет местов!» Мы смеёмся, не подозревая, что такой поворот событий может иметь место в реальной жизни. Оказывается, может. В нашей Ярославской области. В районном центре, в посёлке Некрасовское.
В последние дни октября у жительницы этого посёлка Нелли Геннадьевны Демидовой скончался супруг. Жили они с мужем вдвоём, детей у них не было, и родственников живых кот наплакал. На помощь с похоронами к старушке приехала только племянница из Ярославля, искренне уверенная, что ритуальные услуги в райцентре должны быть на уровне, как в городе, – в XXI веке живём.
Первым делом женщины решили определить покойного в единственный в Некрасов-ском морг при центральной районной больнице, но в регистратуре поликлиники их постигло страшное разочарование – в местном морге только одно место, да и оно занято умершей накануне бабушкой. Обмывает покойников за особую плату одна-единственная санитарка, но она сменилась, и телефона у неё нет.
Что делать с телом? Ведь в квартире отопление, жарко, а муж Нелли Геннадьевны 15 лет лежал парализованный после инсульта. Как сохранить умершего без специальных процедур, которые обычно в таких случаях производят врач-патологоанатом (его, кстати, в ЦРБ нет) и работники ритуальных служб? На деле до цивилизации нам ох, как далеко. Хотя вывеска крупными буквами «Ритуальные услуги» на Некрасовском доме быта вроде бы свидетельствует об обратном.
ГРОБ – 3000
Как выяснилось, все ритуальные «услуги» – это продажа гробов, венков, покровов. С доставкой на дом на грузовой «Газели», которую выделяют также для того, чтобы отвезти гроб на кладбище. Автобус для похоронной церемонии здесь не заказать. И нигде вообще. Топайте ножками через весь довольно протяжённый посёлок за машиной на кладбище. А так как умирают в основном всё-таки люди преклонного возраста, друзья-приятели которых тоже далеко не молоды, то преодолеть пешком такой путь многим не под силу. В нашем случае, к примеру, за гробом шли лишь пять человек. Остальные проводить в последний путь умершего просто физически не смогли.
Теперь о ценах. Они тут запредельные, так как конкурентов нет. Все гробы – по три тысячи штука. Одинаковые, как близнецы: разнится только цвет обивки – синий, красный, зелёный. Венок – без малого тысяча. Пенсии многих селян хватает только на гроб, венок да доставку покойного к месту последнего приюта. Вырыть могилу в функции работников некрасовских «Ритуальных услуг» также не входит. Даже телефона кого-нибудь из копалей у них нет.
Еле-еле узнали Нелли Геннадьевна с племянницей телефон одного копаля по имени Виктор. Стали умолять, чтобы выкопал могилу до завтра. А тот говорит, мол, где гроб покупали, те пусть вам и копают. Кое-как уговорили обиженного копаля. За свою работу он потребовал 9 тысяч рублей! Но женщинам было уже не до торгов. Сколько стоит в Некрасовском выкопать могилу зимой, когда земля промерзает, даже предположить страшно.
Приблизительно столько же стоили поминки в сельской столовой, да полторы тысячи – чтобы покойного отпеть... В общем, почти в 30 тысяч встали сельские похороны. Хорошо ещё деньги на них собирали по крупицам одинокие старички пятнадцать лет.