Лет двадцать назад, например, чтобы разыскать материалы о земляках, участвовавших в сентябрьском походе 1939 года «для освобождения брат-ских народов Западной Украины и Западной Белоруссии от польских поработителей», краеведам понадобилось немало времени. А сейчас на этот поиск требуется лишь несколько дней.
При помощи «всемирной паутины» у исследователей появилась дополнительная возможность глубже изучать не только солдатские судьбы участ-
ников польских событий, но и подробнее вникнуть в суть проблемы, познакомиться с политической обстановкой, сложившейся к тому времени в Европе.
Ярославец Виктор Сергеевич Латышев, учитель истории школы № 36, организатор лучшего в области школьного музея боевой и трудовой славы, был участником советско-польской войны, но об этом в его биографии сказано как-то мельком. Как, впрочем, практически не отражена в биографии Латышева и «незнаменитая» совет-ско-финская кампания 1939 – 1940 годов.
После прихода к власти нацистов в Германии, достигнутых ими экономических успехов Гитлер и его окружение твёрдо взяли курс на расширение «жизненного пространства», разумеется, за счёт соседних государств. При попуститель-стве европейских стран Германия присоединила к себе территорию Австрии, затем Чехословакии. Очередь стала за Польшей.
Но для этого гитлеровской дипломатии пришлось немало потрудиться. В августе 1939 года Сталин наконец-то согласился вести переговоры с фашистской Германией. И 23 августа этого же года министрами иност-
ранных дел СССР и Германии Молотовым и Риббентропом был подписан пакт о ненападении с приложением к нему секретного протокола между двумя сторонами, проще говоря – сговора: о территориально-политическом переустройстве областей польской державы; о разделе сфер влияния СССР и Германии на страны Восточной Европы, что позволило фюреру уже 1 сентября 1939 года напасть на Польшу. 17 сентября на территорию Польши вошли части Красной Армии. В одном из её подразделений служил и Латышев.
В связи с невозможностью сражаться на два фронта главнокомандующий польскими Вооружёнными силами маршал Рыдз-Смиглы издал директиву: сражаться с немцами и не оказывать сопротивление бойцам Красной Армии. Польским частям постараться уйти в Румынию и Венгрию. Но не всем военнослужащим это удалось сделать. Свыше 20 тысячам польских офицеров и солдат пришлось сдаться красноармейцам. Поляки были тотчас отправлены в советские лагеря для военнопленных.
В честь успешной виктории над Польшей командование германскими и советскими войсками 23 сентября в Бресте провели совместный парад «победителей», так он назывался с немецкой стороны и «парадом дружбы» – с советской стороны. Такие же парады, но менее масштабные состоялись в Пинске и Гродно.
Предстоит ещё узнать, сколько человек и кто поимённо из ярославцев участвовал в польском походе, а потом был участником совместного парада.
О ликвидации «несостоятельного» государства министр иностранных дел Вячеслав Молотов радостно докладывал советскому народу, хотя, как известно, СССР и Польшей ещё в 1932 году был подписан договор о ненападении. Советский Союз нарушил его, более того, присоединил к себе часть польской территории – Западную Украину и Западную Белоруссию.
Возникает вопрос: СССР в отношении Польши в конце
30-х годов кто? Завоеватель? Или всё же освободитель польского народа от страшной коричневой чумы ХХ века? Ведь цель гитлеровской клики была подвергнуть часть польского населения полному уничтожению, другую – сделать рабами рейха. Но этого не произошло. В боях за освобождение Польши от немецких оккупантов 600 тысяч солдат Красной Армии сложили свои головы. Такой дорогой ценой была оплачена эта победа над врагом. Сколько полегло на польских землях яро-славцев – ещё не подсчитано.
Но, к сожалению, Советский Союз, как и фашистская Германия, в польской памяти остались как оккупационные режимы. Не могут забыть и простить поляки стране Советов ни нарушения подписанного договора о ненападении. Ни массового расстрела в Катынском лесу 20 тысяч безоружных польских офицеров в 1940 году. (Были ли среди палачей уроженцы Ярославской области – тоже неизвестно.) Ни многолетнего скрывания руководством СССР, а затем и новой России, правопреемника Советского Союза, трагического для всей Польши факта.
К тому же на протяжении почти сорока лет поляки были вынуждены жить в тоталитарном государстве, созданном по «гениальному» проекту «вождя всех времён и народов», именуемом Польской народной республикой, общественно-политическое «спокойствие» которой зиждилось на мощи совет-ского оружия. Но следует признать и факт того, что Совет-ский Союз немало сделал для послевоенного возрождения экономической и культурной жизни Польши. Но были ли ярославцы участниками в этом, ярославскому краеведению неизвестно. Здесь тоже белое пятно.
Вспоминая «о притеснениях» польского государства со стороны Советского Союза, не стоит забывать о том, что и Польша не так безвинна по отношению к соседним народам. В 1938 году, например, она вместе с Германией принимала участие в разделе территории Чехословакии, получив, в частности Тишинскую область. В 1948-м осуществляла военную операцию «Висла» по насиль-ственному переселению 300 тысяч западно-украинцев на приобретённые земли, аннексированные после победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне над поверженной Германией.
Таким образом, изучение и исследование малой родины, на наш взгляд, не может ограничиваться лишь административно-территориальными рубежами. Уроженцы Ярославской области воевали, трудились и трудятся сейчас не только за чертой нашего края, а также в Москве, Воронеже, Сочи, других городах и областях России, но и в государствах пяти континентов мира. И о ратных, трудовых и научно-культурных достижениях, как и о негативных фактах в историческом краеведении, должно быть правдиво отражено.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев призвал учёных-историков, крае-
ведов, политологов дать отпор фальсификаторам отечественной и мировой истории, умаляющим и извращающим роль СССР в Великой Отечественной войне. Но для этого необходимо восстановить точность исторических фактов, лишив их мифологизации, как это было частенько принято историками и краеведами, придерживающимися коммунистической идеологии.
Словом, пока мы не разгребём завалы в советской истории и краеведении, нам трудно будет поднять на более высокий уровень российскую историческую науку и краеведение в познании окружающего мира.
И последнее. Педагоги обязаны давать учащимся не ретушированную историю России, не тенденциозную картину понимания окружающего мира, не прилизанный силуэт малой родины в угоду власть предержащих.
Именно таким видится автору этих строк вектор в историко-краеведческом развитии ребёнка при квалифицированном педагогическом сопровождении.