Парадоксально, но ускоренное уничтожение этой зоны в последние годы велось со ссылками на существующие природоохранные законодательные и подзаконные акты. Правда, при этом не спрашивали мнения департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Например, «Режим использования земель и градостроительный регламент зон охраны на территории Подзеленья в г. Ярославле» был утверждён постановлением областной администрации 14 декабря 2007 г. в соответ-ствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов Россий-ской Федерации», а также решением Ярославского облисполкома от 21 июня 1990 г. «Об утверждении охранных зон памятников истории и культуры г. Ярославля».
Постановление мэра Ярославля, появившееся 25 января 2008 г., «О подготовке проекта планировки территории, ограниченной Которосльной набережной, створом ул. Чайковского, берегом реки Которосли, проспектом Толбухина» принималось уже с учётом статей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Ярославля от 18 января того же года. На заседании последней комиссии и была одобрена инициатива департамента архитектуры и развития территорий города о подготовке документации по застройке Которосльной поймы.
Почему-то именно департамент архитектуры и развития территорий мэрии Ярославля дал необходимые экспертные оценки, которые противоречат ст. 27 федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 20 «Типового положения о памятниках природы в Российской Федерации» приказа Минприроды России от 14 декабря 1992 г. Согласно этим документам исключается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности природного памятника.
Налицо явно избирательное отношение к законодательству, объяснить которое трудно одним только его несовершенством. С этим связаны и самые заурядные фискальные соображения. Не надеясь уже на высокую собираемость налогов с плохо работающих предприятий, административные органы приватизируют даже экологически значимые земельные участки, как в случае с поймой реки Которосли.
С поймой случилось то же, что и с Химкинским лесом, и происходит со всем россий-ским лесным хозяйством, отданным на откуп бизнесу. Строительство концертно-культурного центра и гостиницы в так называемой зоне регулируемой застройки далеко вышло за установленные границы.
Процесс оказался бесконтрольным, и возникает ощущение преднамеренного уничтожения растительности при помощи тяжёлых грузовиков, бульдозеров и экскаваторов. Остатки же её погибают, заваленные грудами строительных отходов и земли, свезённой с Большой Октябрьской во время реконструкции.
Под корнями сосен вначале разверзлись глубокие ямы из-за того, что стали вывозить песок на Стрелку, а затем в образовавшиеся пустоты начали сваливать железобетонные остатки свай, блоков и бордюров. Значительная часть деревьев мокнет под водой, больше года уже вытекающей из проходящего здесь трубопровода. И это не случайно, так как раздача участков природного ландшафта началась ещё до указанного выше постановления областной администрации о режимном использовании земель природоохранного комплекса.
По данным областной прокуратуры, в 2007 году мэрией выданы разрешения на строительство в пойме Которосли торгового и торгово-сервисного центров ЗАО «Свит» и ООО «Гранит», соответственно на 15504 и 6110 кв. м. Однако появившаяся летом на оголённой от деревьев площадке электрораспределительная подстанция мощностью 4 тысячи квт/ч – наглядное свидетельство того, что сдача в аренду заповедной земли двум указанным фирмам не предел, ведь энергии хватит на целый микрорайон. Недаром занятые на строительстве гостиницы рабочие говорят о строительстве среди погребённой сосновой рощи жилых шестнадцатиэтажных домов.
Странно, что всё происходящее, которое иначе как вандализмом не назовёшь, случилось неподалёку от парка тысячелетия Ярославля. Жерт-вуя из своих щедрот на благое дело, о чём свидетельст-вуют многочисленные указатели с названиями фирм, на деньги которых были посажены деревья, цветы, построены детские игровые площадки, бизнес в то же время готов преступить писаные и неписаные законы, если это сулит ему немалые выгоды.