Между тем этот давно пустующий особняк, известный у старожилов как Пастуховский, принадлежит к лучшим образцам нашего наследия.
Каменный дом на этом месте обозначен уже на плане города 1799 года. Этот или тот, что стоял на его месте, неизвестно. Факт тот, что история его явно очень давняя: во время ремонта в одной из стен обнаружилась кладка, где чётко виден так называемый большемерный кирпич – явный признак того, что она сложена не позже восемнадцатого века.
Выходит, этот дом мог быть построен в то же время, что и здания Присутственных мест на Советской площади. Некоторые специалисты считают, что он мог быть домом одного из ярославских вельмож екатерининских времён. В пользу этой версии говорят его уникальные по богатству интерьеры, обнаруженные реставраторами в начале 1990-х годов.
Когда разобрали оставшиеся от коммуналок перегородки, оказалось, что на втором этаже кроме небольших помещений было два парадных зала. Один с великолепными потолками и паркетом из тёмного травленного дуба с греческим орнаментом. Второй расписан сверху донизу в красно-чёрных тонах и потряс художников-реставраторов невиданным больше нигде в Ярославле «античным» фризом: по периметру всего зала тянется вереница мифических существ – человекоподобных, рыбоподобных, змееподобных.
Богатая отделка других помещений (всего в доме 41 комната), лепные потолки местами с позолотой, стены и двери декорированы под ценные породы дерева – рядовым это здание никак не назовёшь. Анализируя архитектуру и декор, специалисты находят в этом доме ещё библиотеку, каминную комнату.
Когда и кем был он построен, пока такие сведения не найдены. По документам, обнаруженным историком Н. С. Землянской, с 1874 года он принадлежал купцам Александру Матвеевичу и Петру Матвеевичу Пастуховым. Крупные торговцы железом, они, а позже их потомки, имели несколько домовладений в центре Ярославля, в том числе такие, которые до сих пор формируют облик города: здание нынешнего почтамта на Богоявленской площади, Дом офицеров на Красной и другие. Интересующий нас особняк оставался собственностью Пастуховых до 1909 года. При них, похоже, он уже потерял своё великолепие. Во всяком случае в «античном» зале были обнаружены ионические колонны, заложенные кирпичом в более позднее время. А от прежнего остекления и решёток уже тогда оставались только следы.
Реставраторы оказались здесь в трудное время начала 1990-х годов. Работали практически на энтузиазме, часто в долг. Зимой отогревались электрическими печками. Часами стояли на козлах под потолком, по нескольку раз в день выскребая из глаз гипсовую пыль.
Строители незадолго до того сделали новую кровлю, поменяли перекрытия, но дом до сих пор так и не обрёл настоящего хозяина, не разгаданы и его загадки. Собственник – это одно. Хозяин – тот, кто вдохнёт в него новую жизнь, – это совсем другое. Без хозяина дом – сирота, правильно говорится.