Редакция «Северного края» сразу после отъезда из Ярославля последних почётных гостей предложила читателям оценить качество проведённых в преддверии юбилея дорожных и строительных работ, и вопрос нашего читателя оказался заданным строго по теме. Его рассердило качество реконструкции дорог и тротуаров на улицах Большой Октябрьской, Победы, Трефолева...
Человек, обративший наше внимание на более чем сомнительное качество так широко разрекламированной юбилейной реконструкции дорог, – уважаемый строитель с громадным опытом и многолетним стажем. Егор Егорович Малеев начинал свою трудовую деятельность как мастер участка и, последовательно набираясь опыта, достиг должности директора строительного треста. Он принимал участие в возведении двух брагинских микрорайонов (почти полмиллиона квадратных метров жилья), тогда работали так, что сапоги приходилось мыть по восемь раз в день. За 50 трудовых лет Малеев успел поучаствовать также в строительстве и реконструкции десятков школ и других объектов, множества заводов и фабрик в городе и области. Одним словом, в Ярославле проще перечислить объекты, которые Малеев не строил. Он удостоен званий «Заслуженный строитель РСФСР» и «Почётный строитель РФ».
– Я, когда в санаторий, бывало, приезжал отдыхать, не на красоты природы первым делом смотрел, а на то, как кладка здания выполнена, – рассказывает Егор Егорович.
Когда началась реконструкция Большой Октябрьской, проживающий неподалёку строитель также не остался равнодушным. Ежедневно проходил он по улице и наблюдал за тем, как велись работы. Трудились в основном рабочие из братских республик СНГ. На дружеское приветствие «Салям алейкум!» они откликались сразу и охотно. Но услышав резонный вопрос «Что же вы, ребята, асфальт на неуплотнённый грунт кладёте?», рабочие сразу советовали любопытному прохожему идти своей дорогой.
Строитель-профессионал был не просто возмущён до глубины души, он был потрясён тем, как бессовестно халтурили дорожники. Ведь сам не раз и не два руководил бригадами таджиков, киргизов и иных строителей-интернационалистов, отлично знаком с их стилем работы, и именно это вызывало очень невесёлые мысли. Посланцам южных республик часто не хватает квалификации, но этот недостаток почти всегда компенсируется исполнительностью. Если приезжим рабочим толком поставить задачу, они всё выполнят качественно, это проверено. В том случае, если гастарбайтеры всё же выполнят работу плохо и начальник прикажет переделать – переделают без лишних слов, спорить не станут.
Однако за всё время реконструкции Егору Малееву ни разу не довелось увидеть рядом с группой рабочих человека с нивелиром или документами, или отдававшего какие-то распоряжения. Бригадиров, руководителей, контролёров просто не наблюдалось. Отсюда вывод: ответственность за все «юбилейные» недоделки лежит не на рабочих, а на тех, кто руководил реконструкцией наших улиц. Проводили её настолько спустя рукава, что Егор Малеев ещё на стадии начала работ, осенью 2009 года, пошёл в областную прокуратуру. Однако там тревоги строителя не разделили.
– Объекты ещё не приняты, – таков был ответ прокурора визитёру. – Поэтому оснований для проверок пока нет. Впрочем, если хотите, напишите заявление.
После такого «если хотите» заявление писать стал бы только уж совсем наивный человек. Оставалось ждать и надеяться: может быть, явный брак не примет комиссия? Может, заставят устранить недоделки, как предписано строительными нормами и российскими законами? Ничуть не бывало. Все ведомства отрапортовали об успешном вводе объектов в строй.
А Егор Егорович Малеев пригласил корреспондентов «Северного края» и устроил им экскурсию по улицам Большой Октябрьской и Победы.
На взгляд неспециалиста улицы могут показаться обычными, не слишком аккуратными, но терпимыми. Однако строитель-профессионал обвинял халтурщиков отнюдь не голословно – он пальцем показал на десятки конкретных недоделок. Мы увидели люки ливневой канализации, расположенные выше уровня дорожного покрытия и потому бесполезные. Кривоватые ограждения, которые должны были в процессе установки выравниваться по шнурку. Намечающиеся по обочинам дороги выемки и провалы. Едва присыпанные валы земли на газонах, так и не разровненные после установки бордюров. Уже проявившуюся колею на асфальте, неопровержимо доказывающую: дорога уложена на неутрамбованную «подушку» и потому век её будет недолог. Придорожные бордюры-поребрики все в щелях и сколах. Кое-как заляпанные асфальтовыми заплатами люки. И даже тротуар, утрамбованный не механическим и даже не ручным катком, а просто ботинками рабочих!
– Непрофессионалу всё это может показаться мелочами, но это не мелочи! – негодует строитель-ветеран. – Это криминал! Налицо не только недоделки и низкое качество работ (кстати, эти два понятия тоже следует разделять), но и осознанное мошенничество. Например, покрашенные бордюры на первый взгляд выглядят относительно прилично, а на самом деле это стопроцентный брак. Мой хороший приятель, Марат Гарайшин, директор завода ЖБИ в Петровске, ради интереса тайно подверг экспертизе один из использовавшихся при реконструкции бордюрных камней. Результат экспертизы: вместо предписанной правилами марки бетона М-400 работали с маркой М-250. Как будет служить материал, в полтора раза менее прочный, чем нужно, по расчётам?
Недоделки и брак «выглядывают» буквально на каждом шагу. Строители торопились, понятно, но как и кто принимал эти работы? Я вспоминаю Николая Игнатовича, лет 20 возглавлявшего Государственную строительную инспекцию. И в страшном сне нельзя представить, чтобы он такое безобразие принял!
Несмотря на то, что у нас модно громко и с удовольствием ругать советские времена, не согласиться с Егором Малеевым трудно. Может в чём другом постсоветская Россия и достигла прогресса, но в качестве выполнения (или, по крайней мере, контроля за выполнением) дорожных работ она явно деградировала. Разговоры о громадном объёме юбилейных работ и грядущих больших планах не прикроют колеи от шин на новом асфальте и обколотые кривые бордюры...
Кстати, претензии строителя-профессионала были мгновенно подтверждены «гласом народа». Проходившая мимо женщина, увидев, как мы фотографируем вставший на дыбы новый бордюр, подошла и высказала своё возмущение. Чтобы не показаться просто скандалисткой-анонимом, она охотно назвала имя, должность, адрес.
– Я живу здесь 35 лет, и так неудобно и плохо, как после этой «реконструкции», нам не было очень давно, – сказала бухгалтер Татьяна Васильевна Юрченко. – На улице Рыбин-ской теперь просто второе Рыбинское море! Перед переходами после даже совсем небольшого дождика стоят разливанные моря, а люки ливневой канализации сухие!
Претензии ярославцев Егора Малеева и Татьяны Юрченко к горе-реконструкторам – это вовсе не одиночные протесты отдельных, не в меру активных граждан. Воспитанный строгой строительной инспекцией времён СССР Егор Малеев ещё не видел, как рекон-струирован проспект Фрунзе, и это большая удача: тамошние недоделки могли бы слишком чувствительно оскорбить профессионала! На стыке проспекта и улицы Светлой автор этих строк лично видел яму у светофора и асфальт, наляпанный на тротуар у нового бордюра так, что хуже даже нарочно не сделаешь.
Буквально сразу после нашего рейда по центральным улицам в редакцию обратился ярославец Виталий Потапкин и сообщил о недоделках в дорожной системе проспекта Фрунзе. По его мнению, некоторые из них, например неработающую ливневую канализацию возле остановки 41-го автобуса «Парашютный проезд», исправить можно, только переделав полностью. Виталий Потапкин был готов предоставить фото и рассказать о столь многочисленных «ляпах» дорожников, что разместить его информацию в рамках данной статьи было невозможно чисто технически. Человеку, который вознамерился бы сосчитать все случаи допущенного дорожниками брака, по-требовалось бы издавать не газету, а полновесный справочник, а то и энциклопедию.
В такой ситуации главный вопрос хотелось адресовать, конечно же, тем, кто официально принимал объекты, подписывал какие-то бумаги. Но в департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля нам пояснили, что приёмка работ ещё не завершена. Не означает ли это, что все торжественные рапорты о сданных к юбилею объектах – не более чем пустые слова? В волшебных словах «приёмка не завершена» сквозит явное нежелание по существу ответить на неудобный вопрос. Неспециалиста легко ввести в заблуждение, обещая, что приёмка объектов будет продолжена до полного наведения порядка. Однако такие обещания немногого стоят.
Согласно СНиПам (строительным нормам и правилам), в дорожном строительстве решающее, исключительное значение имеет не столько окончательная, сколько промежуточная приёмка выполненных работ. Их называют «скрытые работы», и не зря. Когда дорога уже одета в асфальт, его хоть десять министерств принимать могут, но и им всем вместе не разобраться: что скрывает новенькое дорожное покрытие? Утрамбован ли, как положено, песок? Достаточно ли гравия? Как работали специально для взаимодействия с подрядчиками созданные контролирующие структуры? Чьими фамилиями подписаны акты промежуточной приёмки работ? Понесут ли эти люди ответственность за проявившийся после юбилейных торжеств брак и какую? Ответом на все эти вопросы слова «приёмка ещё продолжается», конечно же, считаться не могут.
Справедливости ради уточним, что не один департамент городского хозяйства мэрии несёт ответственность за уродство новеньких дорог. Нам удалось с немалым трудом узнать, что приёмку вышеописанных безобразий должны были осуществлять не только городские, но и областные властные структуры, в частности, областной департамент строительства. Но, видимо, «вся королевская конница и вся королевская рать» сработали неважно, поскольку губернатор на своей отчётной пресс-конференции заявил, что в ближайшее время лично, и уже не впервые, объедет реконструированные дороги именно для того, чтобы выяснить, как устраняются недоделки. Осталось разве что министров или президента пригласить, поскольку то, что прекрасно видит простая женщина-бухгалтер, наши контролирующие органы никак не могут разглядеть.
Заявления о том, что все недостатки и недоделки будут устранены организацией-подрядчиком, регулярно звучат с самых высоких трибун. А в период подготовки к юбилею звучали такие же постоянные обещания, что наши дороги и улицы реконструируют настолько качественно, что переделывать ничего не придётся. Однако сегодня приходится. Более того, губернатор Сергей Вахруков уже сказал, что сделанное перед юбилеем – всего лишь пятая часть от объёма работ, необходимых для того, чтобы по Ярославлю было удобно и безопасно ездить. Полно забот с Тормозным шоссе, с дорогами на Перекопе. До недоделок ли в такой обстановке? Да и каким образом возможно переделать, например, асфальт, уложенный на неутрамбованную «постель», или заменить бордюры М-250 на М-400, ответить, наверное, не возьмётся вообще никто. Можно голословно утверждать: «всё что нужно – исправим», но в случае с уже намечающейся колеёй посреди проезжей части улицы Большой Октябрьской на эти «заклинания» так и хочется ответить: «Свежо предание, да верится с трудом».
Есть такая детская шуточка: как будет «дорога» по-японски? «То яма, то канава». По всему выходит, что через пару лет вот так же не по-детски мрачно будут «шутить» про ярославские дороги...