В числе потерь – цветущий уголок в двух шагах от Вечного огня, детский биолого-экологический центр, просуществовавший на этом месте ещё со времён станции юннатов без малого 70 лет. Причиной его исчезновения называют одну из двух: когда хотят сказать деликатно, говорят, что это произошло из-за реконструкции Стрелки; когда хотят сказать прямо, говорят – место понадобилось для строительства некоего отеля. И тот, и другой варианты подробно и бурно обсуждались в прессе, и речь сейчас не о них.
Причастное к тем событиям начальство наверняка возмутится. Какая «потеря», какое «исчезновение», если детский центр ещё три года назад благополучно перебазировали в Брагино – вместе со всеми его сотрудниками, растениями и кустарниками и даже с плиткой, которой в нём были выложены дорожки?
Всё так. Если бы этому не сопутствовали два обстоятельства.
Первое. После переезда центр потерял самостоятельность и стал одним из отделов областного центра детей и юношества, больше известного как бывший Дворец пионеров в Брагине. Ну и Бог с ней, с самостоятельностью, махнули рукой сотрудники, измученные всеми этими пертурбациями.
А вот с другим обстоятельством они до сих пор смириться не могут. А именно с тем, что на отведённом юным экологам новом месте ещё тогда, когда они туда перебирались, была построена прекрасная теплица – взамен старенькой, верно служившей им много лет на Стрелке – но этот дар юному поколению до сих пор не используется.
Представьте себе, стоит новенькая теплица, вместе с проектировщиками и строителями наставники юных экологов выверили в ней каждый сантиметр площади, проверили каждый болт – всё вычищено, вымыто и, кажется, готово хоть завтра распахнуть двери для детей. Не тут-то было. Двери на замке. Уже третий год. Не верите?
Руководитель сектора декоративного садоводства Зоя Фёдоровна Чащина показывает своё пустующее хозяйство. Подведены, смонтированы и полностью готовы к пуску все инженерные сети. Электричест-во, тепло, вода, система водоотведения – всё есть, всё испытано, но ничего не работает. Не подключено. Почему? Ответа у моей собеседницы нет.
– Мне не докладывают, почему, – вторит ей руководитель отдела экологического образования Ирина Юрьевна Минеева. Возглавлявшая центр на Стрелке, она ездит сейчас сюда, в Брагино, с Липовой горы. Так же, как Зоя Фёдоровна Чащина – с Суздалки. Они из тех сотрудников, кто давно стал единым целым со своим делом, но есть материи, которые выходят за рамки их понимания.
– Отведённый нам участок мы поддерживаем, – продолжает Ирина Юрьевна, – планируем его, засаживаем. В этом году посеяли газонную травку, договорились, что на ней будет построена беседка для практических занятий.
И в самом деле, думаю я, слушая этих самоотверженных женщин, – не в тесных же комнатках Дворца пионеров и по школам приобщать всю жизнь к природе юных экологов! По-строят рядом с пустующей теплицей беседку, всё-таки выход. Как-никак здесь занимается больше 800 человек.
Так почему же теплица простаивает, а значит, переезд дет-ского экологического центра до сих пор не завершён? – адресую я на этот раз свой вопрос главному человеку на территории, где находится теплица, директору областного центра детей и юношества Юрию Валентиновичу Пузанову.
– Нам нужно зарегистрировать на неё право собственности, – слышу в ответ.
– Так в чём же проблема?
– Проблема в инвесторе, компании, которая собиралась строить гостиницу и вовремя не оформила всю документацию.
– Так ведь уже третий год идёт. Сколько ещё всё это может длиться?
– Работаем. Движение есть. Я думаю, к лету всё будет оформлено.
Слово «работаем» как-то не очень вдохновило. Что мешает, например, конкретно подключению тепла, если все соответствующие системы смонтированы и опробованы? В сбытовой территориальной генерирующей компании ТГК-2 самый компетентный человек по этой части – начальник инспекторского отдела Максим Николаевич Тимофеев ничего определённого к этой скудной информации не добавил.
– Никакой документации от них я не имею. Вся документация должна находиться у заказчика, а почему она до сих пор так и не оформлена, понятия не имею. Может быть, те, кто представляет заказчика, сами не торопятся? Возможно, это им самим не очень-то и надо?
Поскольку теплица относится по идее к областному центру детей и юношества, который давно уже не районный, не брагинский, звоню заместителю директора департамента образования Ярославской области Ольге Юрьевне Калугиной и наконец-то получаю внятный ответ.
– Вопрос в том, чтобы узаконить теплицу. Он решается с мэрией, соответствующими службами. Им занимаются департаменты строительства, ЖКХ и другие, у которых
оформляются необходимые для этого документы, – всё сейчас в стадии проработки. Процесс действительно затянулся, перенести детский центр со всем его хозяйством нужно было срочно, а оформление было оставлено на потом. Мы сами очень переживаем. Подготовка к 1000-летию внесла свой «вклад», последствия такого экстренного перевода приходится расхлёбывать до сих пор. Дело движется, хотя сроки и правда оказались большими. К зиме мы теплицу законсервируем, чтобы там ничего не прорвало, не повредилось, а до конца года, хочется надеяться, будут готовы документы, подтверждающие её строительство. После этого можно будет запускать тепло. Возможно, это получится уже в нынешнем отопительном сезоне.
Итак, теплица есть, а по документам её до сих пор нет – вот в чём фокус. Внушительное сооружение со всеми современными удобствами площадью около 100 квадратных метров вот уже третий год в нашем реальном мире как бы отсутствует. А вместе с ним и экологическое подразделение областного детско-юношеского центра, претерпев все страдания, да что там – настоящий стресс, связанный с переездом со Стрелки, так и остаётся неким островом невезения. При этом жалко не только детишек, лишённых множества удовольствий от работы в душистых зелёных залах, но и саму теплицу. Как любое необитаемое строение, она уже обнаруживает опасные признаки. Между стеной и полом появилась трещина толщиной в руку. Покривился в одном месте пол. То ли что-то с фундаментом, то ли земля просела. Не хочется верить самым отчаянным скептикам, которые видят в этом первые признаки того, что необитаемая теплица уже начала разваливаться. Хотя, согласитесь, предстоящая третья зима в её так и не начавшейся жизни станет очередным суровым испытанием. А переезд детского экологического центра длиной в три года – очередным бюрократическим рекордом.