Просьбы от руководителей предприятий написать о работниках – дело нередкое. А вот чтобы рабочие попросили написать о любимом директоре, такое нечасто бывает.
Даже и не припомнишь. Жители посёлка Песочное, ветераны фарфорового завода, собрались не так давно на местном кладбище и помянули в канун сотой годовщины со дня рождения талант-ливого руководителя и хорошего человека – директора Первомайского фарфорового завода Дмитрия Николаевича Труша. Среди собравшихся – обжигальщик, или теплотехник, Дмитрий Фомичёв, живописец Валентина Астафьева, энергетик Пётр Ладанов, начальник отдела кадров 91-летняя Вера Лебедева и другие ветераны производства.
А краевед из Песочного Александр Ямщиков рассказал в письме в редакцию «СК» о жизненном пути Человека с большой буквы.
Дмитрия Николаевича совсем молодым человеком – ему исполнилось лишь 24 года – после окончания техникума направили в посёлок Песочное неподалёку от Рыбинска на фарфоровый завод. Он прошёл путь от теплотехника до главного инженера, стал первоклассным специалистом. С 1954 года Труш приступил к руководству предприятием. На посту директора он проработал до 1976 года. Но и потом, выйдя на пенсию, продолжал трудиться. Общий стаж его работы на Первомайском фарфоровом составил 52 года.
За эти годы он вывел завод на передовые места в отрасли. В подмосковном Дулёво скрипели от зависти – нам неоднократно вручали переходящее Красное Знамя. А ведь считалось: Песочное – это глухомань. Труш вывел нас на передовые места в фарфоровой и фаянсовой промышленности.
В это время завод выпускал 64 процента изделий только первого сорта. Технические отходы были доведены до минимума – до 7,5 процента при плановой цифре двенадцать. Намного выше плановой была и белизна изделий – 72 процента. Такие цифры нынче, увы, недостижимы на нашем производстве...
Дмитрий Николаевич проявил новаторскую жилку. Планы свои претворял со знанием и целеустремлённо. В те годы большую часть производства перевели с индивидуального на поточный метод изготовления и обработки изделий. Само производство автоматизировалось. Многие работники тогда тяжело переживали. Ведь каждый до этого работал и отвечал сам за себя. А тут пошли конвейеры! Да, в то время нужны были «штуки», количество, хотя при этом терялось качество... Но с опытом смогли преодолеть этот порог.
В Песочном не стояли на месте: постоянно велась научно-исследовательская работа по совершенствованию технологии и снижению себестоимости продукции. Работала экспериментальная бригада, собственными силами внедряли полуавтоматы. Многие инженеры «выросли» на заводе. Мы, дети, учились в школе и мечтали: вырастем и, как родители, пойдём работать на завод...
Что представлял собой посёлок в 50-х – начале 60-х годов? Отрезанный от трассы Ярославль – Рыбинск, он действительно был глухоманью. Какие-то три километра в распутицу превращались в непреодолимое препятствие на пути в Ярославль или райцентр.
Такой пример: когда директор собирался ехать куда-то, его «Москвич» загоняли на железный лист, потом поднимали и грузили на тракторную тележку. Ну а трактор довозил легковушку до трассы.
И вот Труш построил дорогу, чем поставил точку в мучениях местных жителей, которым по различным надобностям нужно было добраться до районного или областного центров.
Одним из самых главных дел его, безусловно, стало строительство газопровода в Песочное. Посёлок стал пионером газификации. А от его «трубы» сделали потом ответв-
ления в соседние сёла и деревни!
За одно это, считают песоченские старожилы, ему нужно ставить памятник. Всё пробивалось очень тяжело... К слову, благодаря газификации на заводе начали применять однократный обжиг. Процесс укоротился в разы, что сказалось на себестоимости продукции.
Дмитрий Николаевич был спокойным и уравновешенным, интеллигентным человеком. Однолюбом. Жаль, его супруга Елена Яковлевна рано ушла из жизни... Их внуки живут в Подмосковье и время от времени навещают родные могилы.
Если Труш принимал какое-то решение, то проявлял требовательность. Но при этом никогда не позволял себе крика в общении с подчинёнными. Понимал людей, их повседневные проблемы. Много внимания уделял социальным вопросам.
При нём построили дет-ский сад, детский комбинат, профилакторий, пионерский лагерь. В скромном посёлочке в то время появились новостройки на улицах Фурсова и Заводской. И даже целые новые улицы: Советская, Кировская и Ярославская. Рабочим тогда выдавали беспроцентные ссуды для возведения индивидуального жилья.
Сухие строки статистики вряд ли могут в полной мере раскрыть облик человека-патриота, посвятившего всю свою жизнь служению любимому делу и в целом обществу. Дмитрий Николаевич сумел сделать главное: сохранить и умножить традиции производства русского фарфора. Надеемся, новое поколение производственников будет изучать опыт Дмитрия Николаевича, а жители посёлка помнить и следовать его жизненной позиции.
Память о директоре и Человеке, сделавшем очень много для завода и посёлка, бережно сохраняется в Песочном.