Действующий сейчас Генеральный план принят в 2006 году и рассчитан до 2020 года. Его разрабатывали несколько крупнейших московских институтов, специализирующихся каждый на своей теме, он стал одним из первых в стране Генпланов нового времени, шесть его авторов были удостоены высшей награды – Золотой медали Российской академии архитектуры и строительных наук.
Возможность внесения поправок при этом была оговорена сразу. Генеральный план не может не учитывать постоянно происходящих изменений в законодательстве, возникает необходимость разного рода уточнений, связанных с реалиями быстротекущей жизни. Но стратегия, положенная в основу Генплана, должна оставаться в неприкосновенности.
С момента принятия нынешнего Генерального плана его корректировали уже дважды – в 2008-м и 2009 годах. Основаниями для «вторжения» в этот монументальный документ стали тогда, в частности, такие, бесспорно, важные причины, как появление новой схемы зон охраны памятников, необходимость свести концы с концами с принятыми в городе Правилами землепользования, разработка в период подготовки к 1000-летию Ярославля обновлённой транспортной схемы. При том, что отношение к ним вызывало и споры, и даже неприятие, всем было ясно – как ни относиться к этим вновь возникшим фактам, но игнорировать их нельзя.
И вот теперь предложены очередные поправки. Директор департамента архитектуры и развития территорий города Игорь Лебедев, под руководством которого разработаны новые поправки, снова напомнил, что Генплан – «живой документ, который должен чутко реагировать на изменения в жизни». Однако ни о каких судьбоносных для города актах, как в минувшие годы, теперь речи нет. По его словам, изменения потребовались главным образом потому, что, начиная с прошлого года, в мэрию поступил ряд обращений граждан и организаций с просьбами о корректировках. Кто-то, как он выразился, в своё время проспал, у кого-то возникли новые интересы в городе и т. п. Рассмотрев их просьбы и просьбы рядовых жителей, отстаивающих территории, примыкающие к их домам, департамент и предлагает теперь на утверждение очередную серию поправок.
Вниманию присутствующих было предложено шесть уточнённых схем Генерального плана и одна совершенно новая схема, которой раньше в Генплане просто не было, – схема планируемого размещения объектов дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Иначе говоря, схема, резервирующая места для строительства будущих детсадов, школ и прочих детских учреждений. Она, кстати, стала единственной, по которой от участников общественных слушаний прозвучало высказывание по существу.
– Очень хорошо, что появилась такая схема, – поддержал разработчиков депутат муниципалитета Сергей Смоленский. – Теперь мы сможем принять и федеральные деньги, если они вдруг для этих целей появятся. А, может быть, пойти на коммерческо-муниципальное партнёрство для строительства частных детских садов.
Удивительно, но по существу остальных пятнадцати предложенных корректировок больше не высказался никто. Двое (сотрудник «Водоканала» Михаил Пасхин и зампредседателя общественной палаты Ярославля Елена Дементьева) просто сказали, что все поправки их устраивают. Ещё несколько человек, пользуясь случаем, отстаивали своё.
Известный защитник «зелёного города» Лидия Байкова безотносительно к конкретным адресам, фигурирующим в проекте поправок, возмущалась массовым уничтожением деревьев в центре города в период подготовки к юбилею и тем, что никто не знает, сколько их всего было погублено. Она поэтому сомневается в добрых намерениях авторов поправок, связанных с уточнением границ рекреационных зон. Считает их «узакониванием беззакония».
Ярославец Роман Ефимов от имени жителей домов рядом с магазином «Звёздочка» защищал свой двор от покушения строителей. От лица другой группы жителей энергично требовал справедливости Игорь Блохин. Он говорил о зелёном пятачке в тупике улицы Максимова, где собираются строить подземную автостоянку, о чём, кстати, уже писал «Северный край». Вопрос отложен до публичных слушаний в первых числах ноября. Блохин настаивал на том, чтобы решить судьбу пятачка на месте, поскольку тут в зале в тот вечер собрались едва ли не все заинтересованные лица. От тех, чьи предложения по корректировке Генплана отвергнуты, говорил предприниматель Антон Кирюнин. Его компания купила часть территории Резинотехники, а строить здесь то, что хотелось бы, ей не разрешают.
При всём уважении к этим и другим частным интересам предпринимателей и просто жителей они не имеют практически никакого отношения к Генеральному плану и предложенным в него поправкам. По содержанию поправок выступил ещё только один человек – Аркадий Бобович. Бывший главный архитектор города, один из разработчиков действующего Генерального плана, а теперь постоянный оппонент мэрии и прежде всего департамента архитектуры и развития территорий города, он представил развёрнутую критику предложенных поправок, причём «прошёлся» практически по каждой из них. Поднял ряд сугубо профессиональных вопросов и закончил предложением провести независимую экспертизу и того, что сделано, и того, что предложено. А после этого организовать дополнительные городские публичные слушания.
Предложение, естественно, не приняли. Заместитель мэра Владимир Смирнов эффектно оспорил все его доводы. Кто прав, наверное, действительно могли бы сказать только независимые эксперты. Но, как сказал Смирнов, «есть закон, и мы будем работать по закону».
Более лоялен был Игорь Лебедев. «Наша задача – добиться компромиссных решений», – заявил он, имея в виду, наверное, сказанное в тот вечер всеми выступавшими. По делу или не по делу сказанное, но, как ни судите – это глас народа.
Впрочем, прав ли окажется департамент архитектуры, станет ясно только по прошествии скольких-то лет, когда каждая внесённая сегодня поправка обернётся или ещё одним новым красивым уголком города, или очередным заросшим
бурьяном пустырём. Поживём – увидим и вспомним кого добрым словом, кого не очень, кого к тому времени вообще забудем.