ТАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
В Рыбинске автомобильный транспорт общего пользования появился гораздо позже – в послевоенном 1946 году. На базе действовавшей конторы «Автогужтранс» была образована автоколонна № 89, водители которой занимались перевозкой дров, угля, других хозяйственных грузов для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, школ, больниц и почты.
Год спустя Рыбинск получил первые шесть автобусов с деревянными кузовами для перевозки пассажиров. И первый городской маршрут проходил от улицы Маяковского (сейчас Соборная площадь) по проспекту Ленина до лесопильного завода «Свобода». А пригородные и междугородные перевозки пассажиров производились на грузовых автомобилях – так называемых таксомоторах. Они были крайне неудобными. А с учётом полного бездорожья, например до Пошехонья, приходилось добираться больше суток.
Но жизнь шла вперёд. В 50-е годы в Рыбинске назрела необходимость создать специализированное автотранспортное предприятие для перевозки пассажиров, что и было сделано в 1958 году – та самая автоколонна
№ 89 стала самостоятельным автопредприятием, занимавшимся перевозкой пассажиров как в городе, так на пригородных и междугородных маршрутах. А в 1991 году для единого предприятия началась новая история – после строительства здания на улице
9 Мая основная его часть переехала сюда, преобразовавшись в пассажирское автотранспортное предприятие
№ 1. По старому адресу – улица Танкистов – осталась автоколонна № 3, основной задачей которой стала перевозка пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах. Теперь это ГУП Ярославской области «ПАТП № 3».
«ИКАРУСЫ» –
ПУТЬ В НИКУДА
После разделения единого предприятия на два самостоятельных ПАТП № 3 оказалось в крайне сложном положении. Потом грянули лихие 90-е годы и непростое начало 2000-х. Пассажиры добирались из пункта А в пункт Б в старых, холодных автобусах. Износ всего парка составлял более 90 процентов.
В начале 2008 года руководить предприятием стал молодой директор Сергей Соколов. Сразу же в лизинг был приобретён новый автобус для междугородных маршрутов, а через полгода – ещё два. В настоящее время на линиях работают пять новых автобусов.
– Мы прекрасно понимали, что отработавшие более двадцати лет «Икарусы» – это путь в никуда. Ведь наша главная задача – перевозка пассажиров, причём основная ставка делается на безопасность. В 2009 году благодаря взаимодействию с органами исполнительной власти Ярославской области мы вошли в федеральную программу обновления подвижного состава пассажирских автотранспортных предприятий. И в конце 2009 года парк предприятия пополнился 21 новым автобусом марок ПАЗ и ЛиАЗ. Сегодня на всех пригородных маршрутах можно увидеть эти автобусы. Остались шесть «Икарусов», которые прошли капитальный ремонт, но в строю уже более двадцати лет. В прошлом же году почти на 40 процентов была повышена заработная плата водителям, что позволило значительно обновить их состав. Мы распрощались с нерадивыми работниками. Специфика нашего предприятия заключается в том, что на многих маршрутах нет кондукторов и деньги с пассажиров собирают сами водители. Были такие, которые не все полученные после рейса средства вкладывали в кассу предприятия. Но сегодня мы за этим строго следим, – говорит Сергей Иванович.
Два последних года для ПАТП № 3 вообще стали знаковыми. Кроме того что сюда пришли работать новые люди и обновился подвижной состав, на собственные сэкономленные средства отремонтировали санузлы, душевую комнату. Сохранили транспорт, который доставляет людей на работу.
Все автобусы за счёт средств областного бюджета оборудованы навигаторами. И диспетчер в режиме реального времени наблюдает за движением машин.
Кроме того, в апреле 2010 года был открыт новый маршрут Рыбинск – Тверь. Автобусы курсируют между городами два раза в неделю – в пятницу и воскресенье.
Следующий этап модернизации предприятия запланирован на 2011 год, когда будет вводиться транспортная карта, дабы исключить наличные расчёты между пассажирами и водителями.
ВСЁ ДЕЛО В КАДРАХ
Не успело Рыбинское ПАТП № 1 согласовать повышение платы за проезд, как цена на топливо резко поползла вверх – за одну только неделю в октябре выросла сразу на 5 процентов. Хотя эти средства можно было вложить на обновление подвижного состава, другие нужды предприятия.
– Но несмотря на все сложности, автобусы ежедневно выходят на линии, сегодня действуют 33 маршрута, выполняются 1948 рейсов вместе с маршрутными такси, поездки совершают 98 тысяч пассажиров. Работники нашего предприятия встают раньше всех рыбинцев – в 3 – 4 часа утра, чтобы доставить их на работу. И ложатся спать позже всех, чтобы развезти горожан домой. Сегодня работать стало сложнее, чем, допустим, десять лет назад, из-за большого количества припаркованного частного автотранспорта, особенно в старой части города. А безопасность пассажиров и соблюдение графика движения – вот одни из главных приоритетов в нашей работе. По нам теперь сверяют часы. Если по расписанию автобус должен отправиться от конечной станции в 12 часов 11 минут, так оно и будет. И не в десять, и не в двенадцать минут, а ровно в одиннадцать. Погрешность допускается, но всего 1 – 2 минуты, – рассказала Светлана Николаевна Акулова, председатель профкома МУП «ПАТП № 1».
Сегодня перед предприятием стоит ещё одна немаловажная задача – обеспечить качественные перевозки пассажиров. А без обновления парка автобусов сделать это невозможно. В этом году замена подвижного состава идёт как никогда хорошо.
– Приобретено 15 автобусов марки «Богдан», которые уже работают в режиме маршрутных такси, в лизинг купили десять ЛиАЗов, они вышли на одни из самых сложных линий – маршруты № 1, 10, 12, – сказал Юрий Романов, главный инженер МУП «ПАТП № 1».
Но на этом предприятие останавливаться не собирается. В планах – в течение трёх лет совместно с администрацией города Рыбинска полностью обновить парк, вывести на линии новые автобусы, которые не только комфортны для пассажиров, но и более экономичны в эксплуатации.
Сегодня автотранспортные предприятия Рыбинска сильны своими кадрами. Люди здесь трудятся целыми семьями. В ПАТП № 1 работают все Мяконькины: отец Владимир Николаевич и сын Валерий – водителями, жена Лидия Григорьевна – кондуктором, дочь Елена – нарядчиком. Николай Сергеевич Хотько и его сын Андрей сменяют друг друга на одной машине. Не один год уже известна на предприятии фамилия Соловьёвых. Евгений Анатольевич и его старший сын Антон – водители, а младший Данил – плотник. Работают здесь отец Сергей Евгеньевич и сын Евгений Невинчаные.
В ГУП Ярославской области «ПАТП № 3» на слуху семейные династии водителей Шохиревых, Печниковых. Александр Анатольевич Бородин – водитель, а его супруга Светлана Львовна – диспетчер.
И пока на автотранспортных предприятиях есть такие кадры, значит, у ПАТП есть будущее.