НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО НЕТ
– Галина Анатольевна, Ярослав мне, представьте, вчера улыбнулся, а сегодня – уже два раза! – такое конфиденциальное сообщение восьмиклассница Кузнечихинской средней школы Ольга доверила не кому-то из своих домашних и не закадычной подружке, а на перемене библиотекарю Галине Анатольевне Бровкиной.
Сообразив, что свидетелем её признания, видимо, ставшего продолжением какого-то предыдущего разговора, оказались посторонние лица, Ольга, чуть смутившись, вслух объяснила:
– Галина Анатольевна нас понимает...
Не правда ли, завидный комплимент библиотекарю. Это же здорово, что идут к ней не только за книжками – по душам поговорить. А главное, что у Галины Анатольевны в стенах школы репутация человека, для которого невыполнимых просьб и заявок не бывает. Нет нужного источника в фондах – садится за компьютер. У неё всегда под рукой общая тетрадка в клеёнчатой обложке с надписью «Библиографические справки». Разрешила нам полистать свой деловой месяцеслов, за пять последних лет заполненный больше чем наполовину.
Выполненных справок в нём с рекомендательной литературой навскидку тысячи полторы. Труд гигантский! Справки на все случаи жизни.
Наведаться в Кузнечиху посоветовали нам специалисты областной Некрасовки – дескать, школа сельская, а выпускники её заканчивают вузы, и заслуга в том, само собой, не только учителей – библиотеки тоже. Уточнили в дирекции школы: её питомцы из года в год достойно выглядят на олимпиадах и в турнирах интеллектуалов.
Ярославским академиям и университетам Кузнечиха продолжает посылать абитуриентов с кругозором и аналитическим складом ума. Недавнему выпускнику Андрею Поташову именно такие качества помогли поступить в столичную Академию ФСБ.
Насчёт заслуг в этом библиотеки сомневаться не приходится и просто по здравому смыслу: её фонды на зависть любой районной библиотеке насчитывают тридцать восемь тысяч экземпляров литературы. Не отставать от жизни помогает периодика: в нынешнем году оформлена подписка на газеты и журналы на любой интерес – есть и «Педсовет», и «Вестник образования», и «Опасный возраст», и «Клёпа» для малышей. Пятьдесят шесть наименований!
В Кузнечихинской школе появилось недавно научное общество – «Мир открытий», на таком названии сошлись и учителя, и старшеклассники. Да и у самой библиотеки с лёгкой руки Галины Анатольевны похожий романтический бренд – «Планета знаний». В этот клуб заядлых книгочеев принимают первоклассников, после того как те от корки до корки выучат букварь.
ТАЙНА, ИЗВЕСТНАЯ ВСЕМ
Это наше с вами путешествие длиной в целую жизнь начинается – да, с алфавита и букваря, вообще с учебника. «Страсти по учебнику», чья средняя стоимость доросла сейчас как минимум до 150 рублей за экземпляр, – давняя тема «Северного края». Накануне поездки в Кузнечиху её и другие проблемы школьных библиотек обсудили мы в Ярославском институте развития образования с его специалистами Модиной Кюребековой и Лидией Юхтиной.
Для разгона сообща вспомнили некоторые подробности развернувшейся года два назад в голубом зале Дома работников образования с участием президента Русской школьной библиотечной ассоциации Жуковой и её коллег из девяти регионов Центральной России, Поволжья и Зауралья. Тон дискуссий резко контрастировал с лирическим цветом того зала, где они проходили.
Чего-то иного, впрочем, трудно было ожидать: проблема больная, застарелая. При отсутствии государственной национальной политики развития школьных библиотек (а их у нас 49 процентов от общего числа библиотек страны) появились новые поводы для тревог и размышлений. Об их «формальном выпадении из контекста модернизации образования» в один голос говорили и аналитики, и книжники-практики.
Оговорка со словом «формальное» всё же означает, что «выпасть» де-факто не позволяют им сами библиотекари, их, вопреки отсутствию централизованного комплектования, поразительная жизнестойкость, бескорыстная верность своему делу. За плечами у большинства из них – училище культуры. На «планете знаний» с её необозримыми горизонтами им не хватает квалификации.
Догоняют время как? Если потребуется консультация, каждый, конечно, вправе постучаться в любую дверь института на улице Богдановича, и ему не откажут. А вообще-то подтягиваются кто как сумеет. Кто-то – таких пока единицы – поступает в МУБиНТ, простые смертные – на ежегодных обучающих семинарах (в этом году их было два с контингентом человек на тридцать), на встречах в этих стенах с профессурой педвуза, с авторами учебников нового поколения.
Школьному библиотекарю полагается повышать квалификацию раз в пять лет. При нынешних темпах жизни норматив смешной до слёз. И авторов новых учебников им можно было бы видеть почаще. У института, к слову, отлажены прямые связи с ведущими профильными издательствами, такими как «Просвещение» и «Дрофа», «Русское слово», «Мнемозина» и «Ассоциация XXI век». Цены без накруток, а ещё и с гарантией, что вам не подсунут какую-нибудь контрафактную липу.
Ведущий специалист методцентра по учебной литературе Лидия Юхтина напомнила нашим читателям, что с введением в школах области подушевого нормативного финансирования защищённая строка расходов из областного бюджета на учебники исчезла, при том что цены на них в наступившем столетии уже успели, если накругло, вырасти вдвое.
В Год учителя фонды учебников в школьных библиотеках области пополнились литературой на 15 миллионов рублей. Приоритет за развивающими системами Эльконина-Давыдова, Занкова, «Школа XXI века» и прежде всего первоклассниками тех школ Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Гаврилов-Яма, посёлка Некрасовское, что на новые образовательные стандарты переходят первыми.
Но школ-то в области помните сколько? Плюс-минус пятьсот, и бесплатных учебников, конечно, всем не хватает. Надежда, стало быть, на дарителей и спонсоров из родительского круга, из числа бывших выпускников. В старейшей ярославской школе № 33 родительский комитет пошёл на компромисс. Семья копит деньги на полный комплект учебников, потом передаёт его школе – с условием получения к будущему сентябрю бесплатных учебников на ту же сумму из класса на год старше.
– Всё ведь от людей зависит, – так, не мудрствуя лукаво, прокомментировала инициативу заместитель директора Вера Байкова.
Секрет того, что без чтения дети своей жизни не представляют, здесь примерно тот же, что и в Кузнечихе. Всё держится на личности главного книгочея – Тамары Васильевны Бойченко. Для неё школа – дом родной, она её выпускница, как и её дочка. Здесь её мама преподавала, а сейчас учится внучка. Вот и весь секрет Полишинеля – тайна, известная всем.
ЧЁТКИЙ ЧЕЛОВЕК
Если мысленно взглянуть на школьные библиотеки как бы с птичьего полёта, то картина предстанет перед нашими глазами ландшафтом с большими перепадами высот. Разительные контрасты наблюдаются даже в пределах одного района. Пестрецовская школа – малокомплектная, но её боевые экологисты известны далеко за пределами Ярославского района.
А в «книгоношах» здесь на полставки – учительница технологии, весь фонд умещается в одном углу классной комнаты. Школу, говорят, худо-бедно выручает сельская библиотека в Пестрецове. По сравнению с пестрецовской школа в Красных Ткачах того же района – немыслимая богачка. Но тоже ведь волею судеб. Одной художественной литературы там 13 тысяч томов, учебников – 10 тысяч, а какая историческая документалистика. И всё сердобольными заботами самого знаменитого выпускника одной из старейших в области сельских школ, «архитектора перестройки» Александра Яковлева.
И Кузнечихе повезло на историю с географией, библиотечный фонд там даже больше, чем в Ткачах. Но этакой благодатью школа одарена согласно поговорке «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: была закрыта в перестройку Серёновская школа. Её здание предназначалось для частного учебного заведения суперсовременного типа, но не срослось. От разворованного «дома с привидениями» без крыши в семи километрах от Кузнечихи ничего не осталось. А вот книги, слава Богу, передали сюда в школу-новостройку.
В этом году её директор Евгения Уваева широким жестом перечислила на учебники из фонда школы 200 тысяч рублей. На 95 процентов учебная литература здесь для родителей бесплатная. Заботами самой школы с учётом возможностей, куда более скромных, чем в городе, семейных кошельков жителей сельской местности. Учатся здесь дети со всей округи – из Медягина, Глебовского, Почаева, Прусова, каждый день три автобуса развозят их по деревням.
В половине третьего Галина Анатольевна библиотеку закрывает именно по такой причине. В одном из автобусов сопровождает ребят до дома, малышей, каждого, – чуть ли не до самой калитки. Это в её духе, человек она особого склада, как говорят о ней в школе, чёткий. Но тут, прямо скажем, далеко не вся правда о её незаурядной личности. Обстоятельства не раз испытывали её на разрыв. Но не остудили душу, не отбили желания радоваться жизни.
Впрочем, и от печалей куда же школьному книжнику деться? Только их Бровкина не привыкла выставлять напоказ. Дала и нам знать о них, причём без всякого нажима на «нерешённые проблемы». Просто провела по довольно просторному книгохранилищу. Места там много, а вот света недостаёт, да и отопительных батарей, мы видели, неплохо бы прибавить.
Дала полистать «секретную» тетрадку, на обложке которой от руки выведено: «Отказы». Вот только самые последние: «Бедная Лиза» Карамзина, «Энциклопедический словарь по животноводству», «Утоли мои печали» Бориса Васильева, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Ну нет этого в библиотеке!
Снова и снова подзаряжается Галина Бровкина от ребячьих улыбок и тех потрясающих признаний «про Ярослава», с одного из которых мы и начали наш разговор. А ещё цветами вдохновляется – иногда бывает в ярославском клубе «Фиалка», искусством – как раз в день выхода этого номера газеты в компании учителей, таких же, как она, неисправимых театралов, отправляется в Москву на спектакль Ленкома «Ва-банк». И, конечно, берёт жизненные силы, какими не скупясь делится с ребятами, от любимых книг. Не спеша снова и снова перечитывает классику.