В Ярославской области около четырёх тысяч лифтов, из них полторы тысячи сильно износились. Разумеется, никто не против заменить старую конструкцию, скажем, с ручным открыванием дверей (таких лифтов предостаточно в Дзержинском районе Ярославля), на современную автоматическую. Вот только вопрос: кто это должен делать? Новый техрегламент об этом скромно умалчивает.
В 2005 году Жилищный кодекс «переложил» груз проведения капремонта в многоквартирных домах на самих жильцов. Помимо забот с ветхими крышами и прогнившей сантехникой собственники жилья в случае чего должны позаботиться и о замене лифтового хозяйства. Из всего объёмного списка, относящегося к капитальному ремонту, именно замена лифта – самое дорогостоящее удовольствие. Средняя стоимость оборудования – миллион с небольшим рублей. Этот пункт и вызвал опасения у малообеспеченных жильцов многоэтажек, которым в случае отключения лифтов по лестницам ходить придётся очень и очень долго. Пока со всех соберёшь деньги на замену лифта, пройдёт, пожалуй, не один месяц…
Государство за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ по программе капремонта жилья уже сумело отремонтировать 15 тысяч лифтов. Однако это лишь 6 процентов (!) от всего устаревшего парка. Точно такой же процент лифтов ежегодно выходит из строя. А Фонд содействия реформированию ЖКХ будет жить только до 2012 года. Что делать дальше? Местным бюджетам просто не потянуть «космические» расходы. В худшем положении оказывается ведомственный жилищный фонд, где собственников порой не сыщешь днём с огнём.
Лифтовым хозяйством Ярославля, а также Тутаева и Переславля с 2002 года занимается ОАО «Ярославльлифт». В обязанности предприятия входит весь комплекс работ по эксплуатации лифтов, их содержанию, текущему и капитальному ремонту. Помимо основного вида деятельности предприятие монтирует и демонтирует лифты, подъёмники в жилых и ведомственных зданиях, а также подъёмники в новом строительстве. На балансе организации 2581 лифт в Ярославле, Тутаеве и Переславле-Залесском. О том, что изменится с введением нового технического регламента, мы поинтересовались у главного инженера ОАО «Ярославльлифт» Владимира Рыкова.
– Нормативный срок эксплуатации лифтов составляет 25 лет с момента их первого запуска. К примеру, подъёмники, изготовленные до 1992 года, должны пройти техническую экспертизу в течение ближайших пяти лет. И получить либо не получить допуск к дальнейшей работе. Так прописано в новом техническом регламенте, – информирует Владимир Алексеевич. – Прежний технический регламент время службы подъёмников не ограничивал. И мы, несмотря на это, своевременно проводили техническую диагностику всего лифтового хозяйства, вовремя заменяли изношенные конструкции подъёмников. По большому счёту, этот документ в нашей повседневной работе ничего кардинально не меняет. Как работали, так и будем работать дальше. Но вот с точки зрения технологических требований к производителям современных лифтов этот документ просто необходим. Отныне все без исключения лифты должны быть оснащены тревожной сигнализацией для связи с диспетчером, системой вентиляции и генераторами, позволяющими освещать кабины в случае внезапных перебоев с электричеством. Пол, стены и потолок лифтов должны изготавливаться из особо прочных материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания. Особые устройства должны обеспечивать эвакуацию людей из кабины в случае аварии. Подумали авторы документа и об инвалидах. Новые лифты должны конструироваться так, чтобы в них свободно проходили инвалидные коляски, а в кабине были поручни.
По мнению Владимира Рыкова, никаких серьёзных проблем в областном лифтовом хозяйстве на сегодняшний день нет.
Недавно депутат Госдумы Галина Хованская сообщила тревожную цифру: только за 2009 год в нашей стране лифты «убили» 9 человек. С начала нынешнего года есть уже двое погибших. Слава Богу, в нашей области подобных ЧП не было.
Пока в Ярославле и в районах обследовать кабины и шахты на предмет изношенности и опасности для здоровья граждан просто некому – экспертные организации, как это часто бывает у нас в России, не успели своевременно получить новые лицензии на свою деятельность. Все бумаги пока ещё находятся на согласовании в Москве. Однако этот вопрос должен положительно разрешиться уже к ноябрю.
Владимир Рыков оптимистично смотрит в будущее. Он рассказал, что сейчас разрабатывается федеральная программа модернизации лифтов, по которой, скорее всего, и будут выделяться необходимые средства.
На недавно прошедшем в Министерстве регионального развития всероссийском совещании работников лифтового комплекса регионам было предложено до конца 2010 года разработать отдельные программы по замене и ремонту лифтов на ближайшие пять лет. А также продумать конкретные источники их финансирования. Одним из основных вариантов рассматривается возможность кредитования замены и ремонта оборудования.
А что думают люди, которые каждый день пользуются лифтом, о вводимых новшествах?
Альбина Феофановна, пенсионерка, жительница Заволжского района Ярославля:
– Интересно, а почему лифтам «дали» срок службы 25 лет, а не 50? Ведь любое средство передвижения требует систематического технического обслуживания. А здесь получается, что в лифтовое хозяйство будут заглядывать раз в 25 лет? Эдак мы точно высоко не уедем! О безопасности жизни пассажиров в таком случае и речи быть не может.
Марина КУРЧАТОВА, студентка Ярославского филиала МЭСИ:
– Я счастлива, что сейчас живу в частном секторе и с лифтами не связана. Помню из своего детства такие картины: то лифт между этажами застрянет и ремонтники полдня тебя «спасают», то свет вдруг погаснет и кабину начинает трясти. Экстренная кнопка вызова никогда не работала…
Дмитрий ЛАВЫГИН, инженер:
– Техрегламент по безопасности лифтов очень нужен, хотя верится с трудом, что он что-то изменит в нашей повседневной жизни и работе лифтёров. Пройдёт месяц, никто и не вспомнит об этом документе, пока где-нибудь не случится ЧП.
________________________________________________
По данным Ростехнадзора, всего в жилых домах насчитывается 500 тысяч лифтов. Примерно 40 процентов из них выработали свой жизненный ресурс. В Ростехнадзоре «грозят»: как только требования техрегламента начнут активно работать, проверяющие комиссии ежемесячно должны будут остановить до трёх тысяч лифтов.