То, что некоторые называют «развращённостью» и «преклонением молодёжи перед западными ценностями», другие именуют «вызовами времени». Да и почти двадцать лет сплошных перемен, когда слово «патриот» стало ругательным, а возможность «откосить» от армии – подвигом, тоже не прошли даром. Поэтому современная военно-патриотическая работа с молодёжью должна строиться на совершенно других принципах. К сожалению, не благодаря, а вопреки современным настроениям в обществе.
Военному комиссару ещё десять лет назад и в дурном сне не могло присниться, что в Ярославле появится вполне легальная организация, предлагающая на «законной основе» избежать службы в армии. «А что тут такого? – скажет правовед. – Защита адвокатом прав гражданина возможна в суде, так почему же это нельзя делать в военкомате?» И он с юридической точки зрения окажется прав. Вопрос только в том, что не всегда вопросы морали стыкуются с законодательством. И если вспомнить, что половина призывников имеет всевозможные ограничения по службе, то при грамотной консультации врача и юриста вся эта половина сможет избежать призыва. Лишь бы кошелёк и моральные принципы позволяли...
Этот пример приведён для того, чтобы показать, в каких условиях придётся работать тем, кто будет заниматься подготовкой будущего защитника Родины и патриота. И всё это происходит на общем фоне сокращения службы в армии до одного года, демографической «ямы» и сворачивания планов по созданию профессиональной армии на контрактной основе. Собственно говоря, как ответ на эти реалии и появился государственный целевой проект по военно-патриотическому воспитанию.
В результате РОСТО, имевшее статус общественной организации, назвали ДОСААФ. Поменяли на общественно-государственное юридическое лицо и наравне с основной задачей – готовить специалистов для армии на основе контрактов с Министерством обороны – «нарезали» дополнительных. Главной из которых является вышеприведённое военно-патриотическое воспитание...
Об этом я написал в предыдущей статье и очень надеялся на диалог с нашими читателями. По идее ни педагогам, ни родителям не должно быть безразлично, как и чему будут учить их детей на уроках возрождаемой НВП (начальной военной подготовки). Тем более что на обновлённом сайте «Северного края» появилась опция, позволяющая без регистраций, в режиме он-лайн, обсуждать все материалы газеты.
Ожидания не обманули. Спустя несколько дней на сайте появилось следующее письмо (привожу с купюрами):
«Около месяца назад инициативная группа обратилась к председателю областного отделения ДОСААФ генерал-майору Сергею Александровичу Дерепко с просьбой возродить былые традиции клуба служебного собаководства и организовать работу в соответствии с уставом ДОСААФ.
На наш взгляд, клуб... сегодня ничем не отличается от аналогичных клубов, организованных частными лицами и ставящих перед собой иные задачи, например, активное проведение выставок собак.
Цели и задачи ДОСААФ в работе клуба не прослеживаются, а работа в данном направлении в последние годы не видна. К большому сожалению, в клубе не только не организована работа с молодёжью, но и не имеется элементарной учебно-дрессировочной базы, необходимой для воспитания. Не отличается клуб в проведении просветительской работы с населением, показательными выступлениями дрессировщиков и т. д. Даже в параде к юбилею Победы не приняли участия.
Что касается перспектив ДОСААФ, по словам его руководителя, наших детей ждёт прекрасное интересное будущее.
Хотелось бы надеяться, что структура, имеющая огромный потенциал в размерах страны и поддержку Президента России, изыщет возможности и в отдельно взятом городе возродить забытое, но прекрасное прошлое, в котором найдётся место не только гламурно-экстерьерному воспитанию и людей, и собак, а спортивным видам работы с четвероногими любимцами. Возродят подготовку юношей для прохождения военной службы на границе со своим питомцем. Создадут детские клубы юных кинологов и многое-многое другое».
То есть получилось как в анекдоте: хотели разговор про людей, а вышло про коней. В нашем случае про собак.
Я обратился за комментариями к генерал-майору
Сергею Дерепко. Он подтвердил, что встреча с «инициативной группой» действительно имела место быть, однако ни к чему конструктивному в ходе беседы обе стороны не пришли. Генерал-майор увидел в этом обращении всего лишь желание представителей одного из клубов собаководства поучаствовать в процессе делёжки бюджетного «пирога». Однако этого «пирога» пока нет. Да и вообще на повестке дня у Ярославского ДОСААФ стоят задачи по патриотическому воспитанию людей, а не собак.
Хотя Сергей Александрович подтвердил, что в Ярославском ДОСААФ есть возможность готовить кинологов. Для этого имеются и инструкторы, и необходимые помещения. Одного нет: соответствующего контракта с Министерством обороны или с пограничной службой ФСБ. Напомним, что подготовка специалистов, а кинолог со своим четвероногим другом являются как раз такими специалистами, осуществляется на основе договоров и последующего финансирования вышеупомянутыми структурами.
На этом обратная связь и закончилась. Хотя тема военно-патриотического воспитания, пожалуй, впервые за много лет стала переходить из области сетований в сферу реальных попыток что-либо изменить.
Сейчас по всей области проходят отчётно-выборные собрания районных советов ветеранов войны и труда. На днях автор этих строк побывал на одном из них – Красноперекопского совета в Ярославле. И вот что любопытно: помимо обсуждения проблем насущных практически в каждом выступлении звучала тема: ветеранов войны становится всё меньше, оставшиеся из-за возраста и состояния здоровья не могут вести полноценную работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Кто заменит их?
В результате был вынесен неутешительный приговор: никто, поскольку более молодые военные пенсионеры и ветераны локальных конфликтов не спешат заниматься с ребятнёй в школах на общественных началах. Оно и понятно: им нужно жить и зарабатывать деньги. Система же военно-патриотических клубов при различных общественных ветеранских организациях так и не стала полноценной системой с единой методикой и общим, хотя бы коллегиальным, руководством.
Принцип «Разделяй и властвуй» в отношении ветеранов последних войн в 90-е годы применялся повсеместно. С одной стороны, это было оправдано хотя бы потому, что не дало радикальным организациям на фоне общей политической и экономической нестабильности в стране использовать этот ресурс в качестве единого фронта. В противном случае десятки тысяч подготовленных оголодавших бойцов по всей стране смели бы кого угодно...
В результате кто-то из них ушёл в бандиты, кто-то – в «органы», кто-то к радикалам в виде РНЕ, кто-то просто постарался забыть такой факт биографии. И ветеранское движение за последние десятилетия приобрело лицо, с одной стороны, убелённого сединами и в орденах дедушки, с другой, громилы в тельнике и наколках, не нашедшего себя в мирной жизни. Если дедушку было просто жалко, то с последним разговаривать не хотелось.
Однако теперь весь этот закопанный и раскиданный потенциал необходимо использовать, что называется, «в мирных целях». Среди НАСТОЯЩИХ ветеранов есть немало людей, кто может и готов поделиться опытом и знаниями с будущими призывниками.
Для этого и нужно будет использовать как материальный, так и финансовый потенциал ДОСААФ. Было бы дешевле использовать бесплатные лекции участников Великой Отечественной войны, однако современную молодёжь вряд ли увлечёт рассказ о том, как кто-то в 1945 году брал Мукден, когда по одним улицам ходим с современными героями.
Конечно, кого-то возмутит сама идея: патриотизм – да за деньги! Для начала нужно стать честными перед собой: и в советские времена общественная работа была не совсем бесплатной. Активисты первыми получали путёвки в санатории и дома отдыха, их не только награждали бесплатными грамотами, но и быстрее других двигали по служебной лестнице. Ну, что делать, если в 1991 году идея перехода на «безденежное коммунистическое общество» рухнула окончательно, и теперь нужно учить любить Родину заново и по-другому?
Сейчас пока не до собак, пусть даже служебных...