...Этим летом в фантастическую жару мы в клубах пыли ехали по дороге, которая с каждым километром становилась всё хуже. Мы – это целая кавалькада. Впереди шёл некий транспортный гибрид с табличкой «Испытание»: задние колёса от вездехода, передние – от чего-то другого, кузов от автобуса, в нём ехали директор ООО «Келнотское охотничье-рыболовное хозяйство» Борис Куприянов и самые отчаянные из нашей группы, в «Газели» – остальные участники пятого совещания редакторов и корреспондентов областных СМИ, в «Волге» – глава Некрасовского муниципального района Николай Золотников. Чем дольше мы глотали пыль от куприяновского вездехода, тем непригляднее становилась местность – не было и следов жилья, и лишь молодые заросли осин подсказывали, что ещё недавно здесь расстилались поля, кипела работа. Казалось, заехали километров на тридцать от центра хозяйства, правда, потом один из шофёров уточнил: километров на 10 – 15 на юг района.
Мы тогда только что покинули уютные деревянные домики хозяйства, где шёл очередной этап совместного проекта управления коммуникаций и общественных связей правительства области и департаментов, курируемых заместителем губернатора Михаилом Боровицким. Уже прошли информационные совещания по проблемам кадров на селе, о сельских электроресурсах, о Лесном кодексе, о льне... Дошли до анализа состояния и перспектив развития охотничьего и рыболовного хозяйства области.
В области 3,5 миллиона гектаров охотничьих угодий, национальный парк, зоологический заказник, часть Дарвинского биосферного заповедника, есть четыре боброво-выхухолевых заказника, девять – боровой дичи. Обширные рыбохозяйственные водоёмы – Угличское, Рыбинское, Горьковское.
Периодически в регионе проводится учёт диких животных. Сейчас в наших лесах живут более двадцати тысяч лосей – такого поголовья нет ни в одной из областей европейской части России.
Кабанов у нас 10,3 тысячи. Есть и, прямо скажем, экзотические существа. Тут уж счёт идёт с точностью до единиц – 338 маралов, 295 пятнистых оленей. Подсчитаны и бурые медведи – 570 особей. В водоёмах области на 33 участках хозяйствуют организации и предприниматели, пять участков с сентября прошлого года предназначены для любительского и спортивного рыболовства, один – для товарного. Альтернатива платной рыбалке – водные объекты общего пользования. Вот, правда, борьба с браконьерами ведётся сложно: у охотоведов и егерей практически нет прав их присмирить. Ну и со стороны местного поселения не всегда есть понимание. Техники маловато.
Все эти проблемы и задачи мы обсуждали на примере «Келноти». В гостевом нарядном домике нас встретили чучела гигантского медведя и добродушного бобра. Мы узнали о тридцати гектарах угодий, где борются за существование триста лосей и сто кабанов. Для них немало делается: 18 стационарных и временных площадок, в летнее время отвлекающих кабанов от сельхозугодий и огородов, шесть кормовых полей. На год кабанам запасают 60 тонн кормов, а для лосей – 0,5 тонны рыбы.
Рыболовное хозяйство включает в себя свой инкубационный цех. Основные виды воспроизводства – карпы и щука. Для них обустроены выростные и погульные пруды, пруды для зимовки и насосной станции. Нам показали пруд – спокойный и чистый, а в нём, оказывается, 80 тысяч подрастающих щурей и карпов, страшно представить такую тесноту. Летом на других водоёмах организуется лов рыбы для поселян. Даже при плате 350 рублей за час такого развлечения добыча стоит усилий.
– Рыболовы благодарят, – сообщает Борис Куприянов. – Случайности не бывает.
Но мне кажется, что безнадёжно теряется от такой рыбалки азарт добытчика. Только остаток похвальбы – я поймал! Всё-таки не купил, в общем-то так бы звучало правильнее.
В нынешнем году «Келнотское хозяйство» подало заявку на участие в конкурсе по передаче водных участков на его территории – река Келноть, озёра Великое и Становое – в долговременное пользование. Долговременным оно может стать только при условии проведения работы по увеличению и сохранению рыбных ресурсов.
В «Келноти» мы познакомились ещё с одной формой организации любительского и спортивного рыболовства. ООО «Единение» по результатам конкурса заключило договор с Верхневолжским теруправлением на право пользования участком в 20,7 км от реки Сонча до устья Соти. Программа деятельности фирмы обширна и привлекательна: развитие любительского и спортивного рыболовства, а также туризма, увеличение рыбных запасов и их биоразнообразия с «повышением его рекреационной привлекательности», борьба с браконьерством и охрана среды обитания этих биоресурсов.
Нынешней весной уже «произведено зарыбление» Соти мальками щуки – 200 тысяч особей, есть договорённость и о «зарыблении» сазаном. Оборудована туристическая стоянка на берегу Соти, организованы места отдыха, даже безопасные кострища. В перспективе – создание локального самовоспроизводящегося стада стерляди на Соти. Верится с трудом.
Пока разовые путёвки сюда стоят 200 рублей: купить их можно и у моста возле деревни Глазово, и в торговых центрах Ярославля. Но только мне, родившейся на Соти, никак не примириться с мыслью о том, что над моей любимой рекой снова нависает угроза. Память детства хранит маленькие плотины, чистые звенящие струи воды в них, водоросли... Потом погибли мельницы, исчезли плотины – Соть, как и другие малые реки, обмелела, а берега её заросли осокой. Когда в те годы спускали плотины и обнажалось дно, мы, ребятня, собирали в мягком иле огромные ракушки, находили раков и прыгали в запрещённые бабушками бочаги – моя говаривала: утонешь, домой не приходи. Само название реки дышало прохладой, располагало к спокойствию и размышлению. Она светилась. Мы считали её самой чистой рекой России.
Тогда на совещании выступал управляющий фирмой Алексей Колпаков. Первое, с чего начал, – это с проблем очистки Соти... Чего только не лежит на её дне: полиэтиленовые бутылки, старые автопокрышки, ржавые банки...
Весной этого года наши корреспонденты побывали на Соти, без удочек и сетей, разумеется. На их пути встали суровые охранники: дальше нельзя, частная собственность. И это про чистую и гордую Соть. Озеро Яхробол попало «в пользование» за 60 тысяч рублей, ходят слухи и о «конкурсе» для Неро.
А мы во время совещания не нашли полосатых кабанчиков, наверное, умудрённые горьким опытом, родители на всякий случай увели семьи от овсяных полей с вышками, от кормовых площадок. Не поверили, что в мероприятии участвовали и защитники животных. Как сказано в недавно вышедшей книжке известного ярославского туриста, фотографа, кинолюбителя, барда, натуралиста и собирателя афоризмов Евгения Бороздинского «Секунда счастья» в разделе «Кроме шуток»: «Охрана животных – дело не столько рук человека, сколько ног самих животных».