Ярославская область избежала участи Рязанской, Нижегородской областей, где от лесных пожаров гибли целые деревни. Однако почивать на лаврах нам рановато. Например, в Ярославском районе, самом близком к областному центру, перенасыщенном дачами, и потому особо пожароопасном, минувшим летом на пожарах, правда, не природных, а бытовых, погибло 25 человек и пострадало 22 – почти вдвое больше, чем в прошлом году.
Из данных, приведённых начальником районного отдела ГО и ЧС Юрием Шабуровым при подведении итогов работы в пожароопасный период, следует, что гибнут ярославцы в основном по собственной вине. Доказательства налицо – стоило главе района Андрею Решатову объявить о введении особого режима, как пожары практически прекратились, но буквально через несколько дней после того, как вышло постановление об отмене особого режима, количество пожаров с гибелью людей возросло в разы! Получается, что нормально жить наши люди могут только в условиях чрезвычайного положения, комендантского часа и прокурорских проверок…
Не в пользу нашего населения говорят и другие факты. Во-первых, главным источником опасности являются дачные посёлки – именно вблизи дач чаще всего загорались лес и торфяники. Во-вторых, массу хлопот огнеборцам доставили несанкционированные свалки (тоже результат «общенародного труда»), которые качественно потушить почти невозможно просто технически. И,
в-третьих, даже в Ярославском районе, где давным-давно работает единая диспетчерская служба (тел. 25-06-06), люди умудрялись сообщать о возгораниях так неточно и бестолково и по таким «левым» телефонам, что было немало случаев, когда процедура предварительного выяснения характера и точного места возгорания занимала несколько часов!
Сегодня о том, что уже сгорело, можно лишь повздыхать, но не мешало бы позаботиться, чтобы следующее лето не стало похоже на минувшее. Одной из наиболее действенных противопожарных мер специалистами признана опашка посёлков и сёл, соседствующих с лесом. Пахать надо именно сейчас, сразу после сбора урожая. В апреле делать это будет уже поздно да и не на что – перед посевной-то. Однако при формировании районных бюджетов далеко не всегда депутаты вспоминают о том, что надо бы предусмотреть финансирование работ по противопожарной опашке у околиц, а директора сельхозпредприятий категорически отказываются давать свою технику бесплатно. Никакие совещания и увещевания не помогают, и отчаявшиеся главы поселений уже выдвигают экстремальные предложения: приходить к аграриям с просьбами о противопожарной опашке в сопровождении милиции и представителей прокуратуры!
Вообще само слово «прокуратура», кажется, начинает претендовать на звание волшебного. Чтобы не загореться с четырёх концов следующим летом, главам поселений Ярославского района рекомендовано составить полные реестры садоводческих товариществ (явно затем, чтобы при случае «привлечь» неаккуратных с огнём дачников). Да и в этом году одним из главных поводов для гордости районных властей по результатам борьбы с пожарами стало именно чёткое взаимодействие всё с той же прокуратурой. В общем, без кнута мы никуда. Однако, хотя наш народ «сам себе поджигатель», некоторая доля вины всё-таки лежит и на власти.
«К чести руководителей коммунальных служб района, – говорится в итоговом «антипожарном» резюме – пожарные отметили чёткое взаимодействие с ними в пожароопасный период. По первому звонку коммунальная техника переключалась на подвоз воды и засыпку песком очагов возгорания».
Спасибо, конечно, героическим коммунальщикам, но не худо бы разобраться, отчего возникла потребность в такой самоотверженности. А оттого, что жаркое лето-2010 высушило половину(!) пожарных водоёмов, на которые рассчитывали огнеборцы. Между прочим, «Северный край» писал о повсеместно плохом состоянии пожарных прудов 28 августа в статье «Я над прудом от жажды умираю», но реакцией на публикацию пока что стали лишь заявления коммунальщиков о готовности тушить пожары. Может, прокуратуре пора прогуляться по деревням, где высохли пруды?