И вот мы получили официальный ответ из администрации Дзержинского района Ярославля за подписью первого заместителя главы Антонины Киреевой. В нём говорится:
«03.09.2010 года совместно с представителями департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля было проведено обследование территории берега р. Волга и р. Нора в районе храма Троицы (ул. Пекарская, 1), в ходе которого человеческих останков не обнаружено. Выявленная свалка бытовых отходов, организованная жителями близлежащих домов, ликвидирована силами ЗАО «Альфа-Сеть».
Согласно информации священника Андрея Смирнова, кладбище, ранее расположенное на территории храма, не функционирует более 50 лет, священником регулярно производится осмотр откосов, в случае обнаружения человеческих останков они перезахораниваются на территории храма.
Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
- владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий;
- осуществление мер по охране таких водных объектов;
- установление ставок платы за пользование такими объектами, порядка расчёта и взимания этой платы.
Река Волга не является объектом муниципальной собственности.
Постановлением правительства ЯО от 11.11.2009
№ 1086-П утверждена областная целевая программа «Берегоукрепление на 2010 – 2013 годы», ответственный исполнитель программы – департамент окружающей среды и природопользования ЯО. Берегоукрепление не относится к мероприятиям по благоустройству территории и, соответственно, не относится к полномочиям территориальных администраций.
Администрацией Дзержинского района направлены предложения в департамент городского хозяйства о включении работ по укреплению откосов р. Волга и р. Нора в областную целевую программу «Берегоукрепление» на 2010 – 2013 годы».
* * *
Мы связались с директором областного департамента окружающей среды и природопользования Сергеем Игнатьевым, и он сообщил, что посёлок Норское в областную целевую программу «Берегоукрепление» не вошёл. Причина традиционна: ограниченное финансирование. Сейчас ни в одном населённом пункте, находящемся ниже верхней границы по течению от Ярославля, такие работы не проводятся. Борются со сползанием берегов прежде всего там, где явно воздействие Рыбинского моря: в Рыбинске, Мышкине, Тутаеве.
– Мы выбираем из худшего самое худшее, – сказал Сергей Игоревич. – Вот недавно в Рыбинском районе укрепили берег, где кладбище сползало в реку.
На моё высказывание, что в Норском ситуация аналогична, начальник департамента только посочувствовал, заметив, что запущенную за десятилетия проблему с ходу не решить.
Так что можно быть уверенным: старинное кладбище у храма Троицы по-прежнему будет сползать в Волгу. И радоваться обнажающимся геологическим слоям станут только студенты геофака педагогического университета, отправляющиеся в Норское за артефактами.
Собственно говоря, в своём материале я не высказывал претензии в адрес Дзержинской администрации за сползание берега в Волгу. Понятно, что это не её епархия. Однако порядок на самом берегу – прямая обязанность. Хочется, конечно, верить, что о. Андрей Смирнов убирает человеческие останки. Да вот не увидел я на заросшем травой кладбище свежих следов захоронений...
Отрадно, конечно, что после выхода в свет нашей газеты ЗАО «Альфа-Сеть» убрало с берега мусор, что ссыпали аборигены. Однако можно быть уверенным: на освободившееся место навалят ещё. И можно сколько угодно призывать к совести. Всё будет втуне, пока не начнут наказывать рублём тех, кто предпочитает гадить у себя под дверью.
Местной же власти предлагалось подумать над созданием механизма таких действий. Увы, всё закончилось «переводом стрелок» на областное правительство, законодательство, коммунальщиков и о. Андрея, которому довелось отвечать за древний погост на аварийном берегу...