Если в квартире холодно, в кранах нет напора холодной и горячей воды, текут крыши, не работает вентиляция, не содержатся в надлежащем состоянии подъезды и дворовые территории, в первую очередь нужно письменно обратиться в управляющую компанию. Но если и она не предпримет мер по исправлению ситуации, тогда рекомендуется обратиться в отдел по защите прав потребителей города Рыбинска. Специалисты отдела окажут помощь в решении проблем в досудебном или в судебном порядке.
В судебном порядке взыскивается штраф за нарушение прав потребителей с ответчика-продавца или с исполнителя работ или услуг в размере 50 процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя. Штраф зачисляется в бюджет муниципального образования, то есть города Рыбинска.
– В этом году специалистами нашего отдела рассмотрено 196 обращений горожан по вопросам ЖКХ. Жалуются люди в основном на одно и то же – текущие крыши, холод в квартирах, канализационные стоки в подвалах, разбитый асфальт у дома, – рассказала Светлана Пушкина, начальник отдела по защите прав потребителей Рыбинской администрации.
Один из последних случаев. Женщина, воспитывающая одна троих детей, заменила в квартире стояки, которые постоянно протекали и заливали квартиру её соседей этажом ниже. Заплатила за это более двадцати тысяч рублей. Управляющая компания отказалась зачесть эту сумму в квартплату. При участии отдела по защите прав потребителей вопрос был решён.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в сфере ЖКХ для рыбинцев стало возмещение ущерба, причинённого аварийной ситуацией: протечкой крыши, труб, затоплением подвала. Типичная проблема – в подвале стоит вода, в квартире, расположенной на первом этаже, прогнили полы. Ответственность за это несёт управляющая компания, которая ненадлежаще содержит общее имущество дома, в частности подвал. Протечки в кровле приносят массу проблем жителям последних этажей – люди не могут добиться решения вопроса о возмещении ущерба, причинённого самому жилью, мебели, вещам, бытовой технике. Более чем в половине случаев при участии отдела по защите прав потребителей вопрос о возмещении причинённого вреда решается в досудебном порядке.
– В настоящее время разрешается ещё одна важная для рыбинцев проблема, о существовании которой мало кто знает: перерасчёт платы за коммунальные услуги в случае их недопоставки. Если водо- или теплоснабжающая организация проводит ремонт и жильцы дома недополучают услугу в течение определённого времени, должен быть произведён перерасчёт в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года
№ 307. В соответствии с утверждёнными этим постановлением «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» допустимая продолжительность перерыва подачи холодной и горячей воды составляет: 8 часов суммарно в течение месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа. Во всех остальных случаях должен производиться перерасчёт. Так, 10 сентября с 8 часов 30 минут до двенадцати часов 14 сентября было прекращено горячее водоснабжение в доме № 56 по улице 1-й Выборгской, что в микрорайоне Мариевка. Причина – течь на вводе в дом. 14 сентября коммунальные службы оставили без горячей воды жителей девяти домов по улице Целинной в посёлке Волжский. Воду включили только через два дня. Отдел по защите прав потребителей определяет, какой управляющей компанией обслуживаются указанные дома, направляет директору управляющей компании уведомление о произошедшей недопоставке коммунальных услуг и необходимости проведения перерасчёта оплаты. Потребители вправе самостоятельно обратиться в управляющую компанию с сообщениями о фактах отключения коммунальных ресурсов в своих квартирах. Управляющая компания обязана на основании таких обращений производить перерасчёты платы за коммунальные услуги, – говорит Светлана Михайловна.
Для того, чтобы потребителям знать, куда, к кому и когда обращаться по любым жилищно-коммунальным проблемам, управляющая компания обязана разместить информацию о себе либо в каждом подъезде дома, либо на стенде на стене дома, либо на земельном участке жилого дома. Эта информация чётко регламентируется федеральным законодательством и состоит из следующего: наименование, место нахождения управляющей компании, режим её работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя – дополнительно сведения о государственной регистрации, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы. А также наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением «Правил предоставления коммунальных услуг».
Также на управляющую организацию возлагаются следующие обязанности:
Вести учёт жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учёт их исполнения.
В течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о её приёме и последующем удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении с указанием причин отказа.
Информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения – немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг.
Информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
По требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Не позднее 3 дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения согласовать с потребителем время доступа в это помещение или направить ему письменное уведомление о проведении работ внутри жилого помещения, в котором указываются: предполагаемые дата и время проведения работ; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления; вид работ, который будет проводиться; сроки проведения работ; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за их проведение.
Как мы видим на практике, эти требования не исполняются. Ни одна из управляющих компаний в Рыбинске не разместила информацию для потребителей о себе в том объёме, который требует постановление правительства, и не исполняет своих обязанностей в соответствии с тем же постановлением. Вывод напрашивается сам собою – либо отказываться от услуг недобросовестных управляющих компаний, либо обращаться в те органы, которые вправе наказать нерадивых руководителей управляющих компаний.