суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 01 октября 2010

Отколовшийся кусочек России

Вот и стало достоянием истории аномально жаркое лето, впереди зима, работа, длинные ночи, короткие дни... Однако всё возвращается на круги своя, и каким бы далёким ни казалось лето будущее, оно придёт быстро, оглянуться не успеешь. И тогда вопрос «куда отдыхать поедем?» вновь затмит все иные вопросы. А вот некоторые везунчики, например, ваш покорный слуга, автор этих строк, на него уже ответили.

автор Евгений АВЕНИР    фотограф Евгений АВЕНИР

 

ПЛАН «АНТИЧЕРНОМОР»

Не быть «как все» очень нелегко. Все едут отдыхать на Чёрное море – и мы поедем! Однако с трудом выносимая жара минувшего лета заставила призадуматься: а чего я на том Черноморском побережье не видал? Солнца? Так и в Ярославле непонятно куда от него деваться! Пейзажей? Но южные виды здорово подпорчены слишком густыми толпами курортников, куда ни глянь – увидишь загорающую спину, а неровён час – и иную часть тела. И отпуск выпал на самый пик разгула лесных пожаров, до облюбованного местечка в Крыму пришлось бы добираться через задымлённую до состояния газовой камеры Рязанскую область...

Мы всей семьёй занялись разработкой плана «античерномор»: поисками моря, альтернативного слегка надоевшему Чёрному. Азовское активно пересыхает. На Каспий­ском опасно: лютуют «осетровые» браконьеры. Белое не подошло: там прекрасные места, но летом слишком донимают комары и гнус. До Японского далековато. И мы поехали на Балтику.

«Ужастиков» о том, как относятся к русским в странах Балтии, мы наслушались предостаточно и потому выбрали свою, российскую Балтику. Калининградская область – самая западная и самая маленькая область России. Особая экзотичность её в том, что она называется мудрёным словом «полуэсклав Российской Федерации», то есть не имеет сухопутной границы с собственной страной, этакий отколовшийся да и отскочивший в Европу кусочек России. Ехать из России в Россию по заграничному паспорту поначалу не позволяла славянская гордость, но ею пришлось пренебречь, быть патриотом оказалось делом недешёвым... В самолёте загранпаспорт не спросят, но калининградская авиакомпания, пытавшаяся организовать дешёвые чартерные рейсы, приказала долго жить. Калинин­градцы уверены, что её планомерно обанкротили с благословения губернатора Георгия Бооса, дабы дать заработать «своим». Теперь цена авиабилета зашкаливает за 4 тысячи. Есть другой «беспаспортный», весьма романтический вариант – паром. Но он отходит из Петербурга, до которого ещё тоже надо добраться, а стоит водный путь, как прямой поезд из Москвы. Пришлось смириться с тем, что наш «полуэсклав» только для богатых – Россия, а для нас всё-таки заграница. И, предъявив загранпаспорта, в кассе вокзала «Ярославль-Главный» купить обычные билеты на поезд «Москва – Калининград» по 1570 рублей штучка, чтобы с бумажечкой, разрешающей транзитный проезд через Литву, отправиться на поиски нового, незнакомого моря.

ТЩЕТА ЗЕЛЁНЫХ ФУРАЖЕК

В детстве и ранней юности я мечтал стать пограничником. Меня потрясала красота их ярко-зелёных фуражек. И хотя на границе послужить так и не довелось, трепетное отношение к этим головным уборам я сохранял вплоть до... поездки в Калининград. В СССР поезд успевал достучать колёсами от Москвы до Калининграда за 19 часов. Сейчас идёт 22, а бывает и 24, потому что по дороге его проверяют пограничники: наши, белорусы, литовцы – по очереди.

Эти проверки очень наглядно, лучше всех политологических книг и статей вместе взятых, показывают: кто как живёт в бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах.

Российские погранцы угрюмо спешат вперёд по проходу с собакой, натасканной на наркотики, – ни слова, ни улыбки, ни вопроса. Изредка женщина в камуфляже попросит открыть люк в полу вагона, и дальше – вперёд, вперёд к светлому будущему. Но как ни стараются россияне закончить проверку побыстрее, работают они раза в три медленнее литовцев.

Те входят четвёркой, мгновенно выстраиваются в шеренгу вдоль коридора – и только мелькают визы в прорезях аппаратов электронной проверки. Ловко меняясь местами, литовцы проверяют вагон намного быстрее россиян, а уж белорусы – это и вовсе песня отдельная! Они входят по двое, в новёшеньких зелёных фуражках, словно сошедшие с экрана во время демонстрации советского сериала «Государ­ственная граница». Они задумчиво, без видимой цели, бредут вдоль по вагону и уходят. Потом возвращаются. Повторив променад раза три, начинают неспешно проверять документы, как правило, вдвоём у одного пассажира. Через часок такой вальяжно-беззлобной проверки, особенно среди ночи, зелёные фуражки начинают сильно раздражать, а литовцы кажутся весьма милыми людьми. Точнее, казались бы, если бы не их неприязнь к русским. Подчёркнутая вежливость прибалтов не может обмануть никого из пассажиров: при малейшем недоразумении голоса литовцев становятся бездушно-механическими, они мгновенно обижаются на любую мелочь. Только вякнет кто-нибудь: «А зачем это я должен в анкете писать имя отца?», пограничник ощетинивается: «Не хотите – не пишите!» В его голосе звенит кровная обида, и страж рубежей суверенной страны уходит, нимало не заботясь о том, что без имени отца анкета недей­ствительна. А какой скандал подняли литовцы, когда проводник на пограничной литовской станции Кебортай вовремя не задраил наглухо дверь в тамбуре! Кстати, литовцы единственные, кто иногда ходит по вагонам с пистолетами на поясе. А придирки бывших братьев по СССР просто веселят весь вагон.

– Что эт-то у васс за коро-пка? – ледяным голосом интересуется пожилая литовка-таможенница.

– Нарды в Калининграде купил, – бурчит сонный мужик.

– Нар-ды? Что-о? – на лице прибалтийской дамы полное непонимание.

– Ну, игра такая. Вроде шашек.

– А-а... Игра, – она уходит по проходу, но через минуту возвращается: – Может быт-ть, янтар-ные?

В соседних купе раздаётся общее фырканье.

А один «артист» в тщательно отглаженной форме, проверяя документы, с нескрываемым удовольствием приговаривал возле каждого пассажира:

– До-мой едь-дете?... Эт-то хорошо...

Однако, если внимательно смотришь в окно, проезжая маленькую, но гордую Литву, неприязнь литовцев к Большому Брату уже не кажется такой глупой. Литва – страна почти нищая, бедность заметна даже не в конкретных деталях, а как бы разлита в воздухе вроде запаха газа. Бывший стратегический железнодорожный узел Вильнюс являет собой вид печальной заброшенности вроде большого дома, где недавно хозяин помер. Много-много-много рельсов, по которым явно давно уже не идут никакие поезда. Однако при этом, хотя в литовских электричках всего по три вагона, но вагоны эти – красавцы европейского образца, двухэтажные, стильные, как со страниц рекламного проспекта сошедшие. И на всём пути по литовской территории возле железнодорожной насыпи никакого мусора, никаких унылых бетонных заборов. В лесополосах не только нет сухостоя и гнилья, но и подсажены свежие деревья. Поля засеяны все. Возле сельских домиков стоят мусорные контейнеры, действующие и непереполненные. После увиденного я как-то легче поверил в рассказ моего приятеля, переехавшего в Ярославль из латыш­ского Вентспилса. Друзья по подъезду написали ему, что через год после того, как Россия официально размежевалась с Латвией, в их родном дворе аккуратно огородили все газоны, покрыли плиткой все тротуары, и за счёт РЭУ (!) всем жителям (!) вставили пластиковые окна. В провинциальном городишке, в стране, где уровень безработицы на тот момент приближался к семидесяти процентам, и благосостояние было соответствующим... Сравним-ка с нашей реформой ЖКХ? За что прибалтам нас любить, спрашивается?

Впрочем, долго скучать по мусорным свалкам, развалинам и серым бетонным заборам не пришлось – они начались сразу же после пересечения границы Калининградской области.

 

 

Продолжение 
в следующем номере. 

Продолжение в следующем номере. 

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают