Иду на центральный рынок Рыбинска – Сенной. Бабушки там стоят каждый день – торгуют своими овощами, зеленью. Всё прибавка к пенсии. В тот день, когда я заглянула на так называемые «социальные ряды», народу было не очень много, хотя, как пояснили те же старушки, утром, как только открываются ворота рынка, все бегут занимать места. На день одно место длиной в 50 сантиметров (измерение его именно в этих единицах) стоит 10 рублей. Это если на боку стола не обозначен номер.
– Просто заплатить десять рублей и встать тут ты не можешь. Для начала нужна справка, что у тебя есть приусадебный участок. Я брала в своём садоводческом товариществе. Потом идёшь в лабораторию на рынке, чтобы проверили яблоки. Делают очень быстро. И тогда стой, продавай, – посвящает меня в секреты рыночной торговли одна пожилая женщина. Сама она из своего сада торгует краснобокими яблоками.
– А если я не только яблоки принесу, а ещё и тыкву, кабачок?
– Об этом обязательно скажешь в лаборатории, – научает она меня. – Правда, сейчас яблоки на рынке не больно-то в ходу. Причин тому две – большой урожай в этом году у многих садоводов. К тому же сейчас покупателей на рынке немного – начался учебный год, родители все деньги истратили на подготовку детей к школе.
Если я решу торговать овощами и фруктами со своего огорода или фермерского хозяйства постоянно, тогда выделят стол с номером. Плата за него тоже зависит от количества сантиметров, которые берёшь.
За таким «нумерованным» столиком стоит молодая девушка – продаёт всё, что вырастили сами на своём, видимо немаленьком, приусадебном участке.
– За этот стол я каждый день отдаю около ста рублей. Торговля идёт по-разному – день на день не приходится.
Насколько я поняла, никаких притеснений со стороны централизованной торговли частники со своими овощами не испытывают. Правда, и «бизнес» у них идёт не очень.
Потолкавшись на Сенном рынке, отправилась на Мытный, что в старой части Рыбинска.
На социальных местах на территории самого рынка всего несколько человек – мужчина и женщина поодаль друг от друга продают грибы, в основном благородные белые, и две женщины – овощи со своего огорода.
– А можно ли здесь своими яблоками торговать? – интересуюсь ситуацией.
– Плати 20 рублей за местовое, шесть рублей за анализ яблок и стой. Только сейчас никто ничего не покупает. Как ситуация на «панели», мы не знаем, – просветили они.
На «панели» – это значит за воротами рынка, на улице. Здесь торговля идёт гораздо энергичнее, чем на самом рынке. Правда, люди не платят ни за место, ни за анализ своей продукции, предлагают своё прямо с земли, с разложенных газеток, плёнок или деревянных ящиков.
Подхожу к бабушкам:
– Можно ли со своими яблочками встать, ведь тут одни пожилые?
– Вставай да торгуй, впишешься.
К ограждению проезжей части, что сразу за выстроившимися в ряд старушками, прикреплена вывеска – «Торговля запрещена. За нарушение – штраф».
– Гоняют сотрудники милиции?
– Бывает, штраф заплатишь больше, чем за столик в самом рынке.
Но улицу частники выбирают неспроста – на Крестовой много пешеходов. В рынок зайдёт не каждый, а тут глядишь – чего-нибудь да купят.
Как пояснила Наталья Митрофанова, начальник отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства УВД города Рыбинска и Рыбинского района, рейды по выявлению нарушений в сфере потребительского рынка сотрудники милиции проводят регулярно, только за 8 месяцев 2010 года составлено 266 протоколов за торговлю в неустановленных местах.
– Но каждый день контролировать ситуацию с торговлей в неустановленных местах мы не можем, чем и пользуются частники при сбыте своей продукции, – продолжает Наталья Борисовна.
Походив по городским рынкам, я поняла, что быстро свои яблоки я здесь не реализую. После работы заскочила в один из крупных сетевых магазинов города.
– От населения мы овощи и фрукты не принимаем, у нас оптовые поставки. Те же яблоки приходят вагонами. А вы сдадите килограммов двадцать – тридцать, – дала от ворот поворот старший продавец. Но посоветовала обратиться в маленький магазинчик в старой части города.
Доехала я и туда. Выслушали весьма внимательно. Спросили о сорте яблок. За один килограмм могут дать рублей 15, максимум 20, в зависимости от качества плодов.
– Вам нужно взять справку о наличии приусадебного участка, отнести яблоки на рынок для проведения анализа. И с полученными документами привозите их к нам.
Вот так всё просто. Мои фрукты пойдут малышам в детские сады и детские дома, школы. Кстати, не только городские, но и районные. Это один вариант. Можно напрямик обратиться в школьную базовую столовую, документы нужны все те же самые, но за один килограмм предложили максимум 15 рублей.
У кого приусадебные участки находятся недалеко от города и есть автотранспорт, реализовать выращенный урожай яблок не представит особого труда. На получение справки и анализа уйдёт немного времени. Хотя большие партии от населения принять магазин тоже не может.
В отделе потребительского рынка, товаров и услуг порекомендовали пойти по тому же пути – обратиться при наличии документов в школьную базовую столовую, детские дома.
Такова ситуация в городе Рыбинске. А как реализовать яблоки, выращенные на своём приусадебном участке, в Рыбинском районе?
– Предприятия потребкооперации района закупают у населения только морковь, капусту, картофель, лук – и то в небольших количествах. Яблоки в этот список не входят. Дело в том, что летние сорта практически не хранятся, а продать их быстро в сельских магазинах невозможно – спроса на них нет, так как в деревнях у всех свои сады и огороды. А в этом году изобилие яблок, – поясняет Валентина Михайловна Хрусталёва, начальник отдела потребительского рынка и предпринимательства администрации Рыбинского района.
У нас сад в соседнем районе. Доставить яблоки в Рыбинск стоит как минимум 600 – 700 рублей. Пока я думала и бегала по магазинам и организациям, бабушка пересушила почти все летние яблоки в русской печке, а мама наварила пюре. Оставшиеся зимние сорта мы заложила за хранение.
И многие делают так. Знакомые поступили ещё проще – сколько смогут съесть, убрали в ящики, часть подарили соседям, у которых нынче неурожай, а остальные яблоки, проточенные плодожорками и загнившие, закопали на своём участке.