За несколько дней до Силуанова в том же ключе высказался и его шеф Алексей Кудрин. Он заявил, что на ближайшие три года выделение денег на эти цели в бюджете не будет планироваться. И это связано прежде всего с тем, что моногорода уже сейчас не осваивают выделенные им средства. Минфин же в свою очередь не намерен переносить эти деньги на перспективу.
Так уж сложилось, что практически параллельно высказываниям руководства Министерства финансов идею поисков инвестиций «на местах» силами руководителей регионов и мэров городов озвучили участники IX Международного инвестиционного форума в Сочи. По их мнению, федеральный центр должен только «побуждать» региональные власти. Те же, кто «побудится», могут взять кредит в ВТБ. Если, конечно, дадут…
Чего в этих словах больше – правды или лукавства, – пока непонятно. Не вызывает сомнений другое: ярославские моногорода в недостаточном освоении выделенных средств обвинить сложно по той причине, что их программы пока не утверждены правительством. И если программа Гаврилов-Яма не принята из-за недостаточной проработки, то тутаевская уже несколько месяцев гуляет по коридорам федеральных министерств, находясь в процессе согласования.
Об этом за пару недель до высказываний главного финансиста страны обозревателю «Северного края» рассказал
и. о. главы Тутаевского муниципального района Станислав Маклаков. И он был уверен, что на этот раз программа пройдёт все процедуры согласования. Тем более, что отдельные её части, такие как «туристический блок», уже утверждены.
Как объяснил Маклаков, в программе развития моногородов прямые инвестиции из бюджета изначально не были предусмотрены. Здесь был другой принцип: такие города рассчитывали на выделение дополнительных средств в рамках уже существующих программ. Например, если по 185-му федеральному закону на расселение аварийного жилья и ремонт многоквартирных домов на Тутаев выделялось 20 миллионов рублей, то по «моногородской программе» ему полагалось ещё семьдесят.
Если решение Минфина пройдёт утверждение в правительстве, то становится непонятной судьба и туристического проекта Тутаева, с которым и власть, и жители связывают большие надежды. Уже сейчас в городе с каждым годом возрастает туристический поток. К правому берегу Волги причаливает в сезон до тридцати теплоходов.
Городские власти намерены развивать так называемый «двухдневный туризм». В первый день туристов паромом привозят на исторический левый берег, где они погружаются в неторопливую атмосферу XIX века. На знаменитом Кустодиевском бульваре над Волгой прогуливаются горожане в костюмах той эпохи, катят пролётки. Здесь же можно и попить из самоваров чаю с баранками, купить сувениры, сделанные народными умельцами, побывать на уникальной базарной площади, посетить музей банка, полюбоваться церквями, своими глазами увидеть, как льют колокола.
На второй день туристов ждёт правый берег с Воскресенским собором, где находится самая большая в мире чудотворная православная икона Спаса. Далее – музей «Космос» в Никульском…
Может возникнуть вопрос и о переименовании. На огромном колоколе, отлитом здесь для нового кафедрального Успенского собора в Ярославле, значится как раз не Тутаев, а именно Романов-Борисоглебск. Это показательно: старинный русский город, претендующий на туристическое будущее, должен иметь и соответствующее имя, бренд, как модно нынче говорить.
Только по туристической программе планируется трудоустроить порядка 500 человек. В следующем году собираются поставить на правом берегу новый дебаркадер для приёма туристических теплоходов. Инвесторы намерены возвести две новые гостиницы. По словам Станислава Александровича, «туристический блок» Тутаева утверждён в Москве одним из немногих среди других моногородов. И теперь всё напрасно?
Известно, что любое федеральное инвестирование строится на основе софинансирования из региональных, местных и частных источников. И не секрет, что любой частный инвестор спокоен за судьбу своих капиталовложений, если знает, что «его» проект подкреплён и государственными, федеральными деньгами. А что касается кредитов ВТБ, то всем памятна история получения их под развитие ОАО «Автодизель» – потребовалось вмешательство премьер-министра Владимира Путина, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки.
В самом Тутаеве могут рассказать аналогичные истории.
Кроме создания инвестиционной площадки на территории Тутаевского моторного завода заводчане намерены развивать и собственное производство. Например, возвести современный литейный цех, загрузив его заказами от того же «Автодизеля», где устаревшее производство хотели демонтировать. Востребованность в этом есть и за пределами Ярославской области: на весь Центральный федеральный округ нет ни одной приличной «литейки»! Не отказались на ТМЗ и от производства двигателей нового семейства, коробок передач и даже полной сборки уже российских МАЗов. Но…
Для этого нужно получить кредит от ВТБ в размере четырёх миллиардов рублей. Однако банк с этим не спешит, поскольку на заводе нет собственника с контрольным пакетом акций. Напомним, большая часть находится в собственности Рособоронзаказа, меньшая – у Олега Дерипаски, имеются и другие акционеры… В итоге правление ВТБ задаётся резонным вопросом: случись что, кто деньги-то отдавать будет?
Аналогичная ситуация и с практически неработающим НПЗ в посёлке Константиновский. Там два собственника с равными долями: «ТНК-ВР» и «Славнефть», и у каждого свой взгляд на будущее этого наследства братьев Нобель с битумными картами в придачу.
Конечно, было бы неправильным говорить, что в случае отмены программы по поддержке моногородов Тутаевский муниципальный район ждёт бесславный конец. И без неё можно будет создать новые рабочие места. Сейчас здесь делается ставка на средний бизнес.
В октябре этого года планируется закладка фундамента под завод полуфабрикатов – ЗАО «Единство», известное ярославцам своими «тутаевскими» колбасами. На этой производственной площадке будет занято от 50 до 100 человек. В планах – строительство деревообрабатывающего комплекса, где станут изготавливать индивидуальные дома для клиентов с самым разным достатком: от элитных до эконом-класса. Это ещё 100 – 150 человек.
Не стоит забывать и «Агропромпарк» – площадку, где через два-три года станут возводить комбинат социального питания. Это не только даст 300 дополнительных рабочих мест, но и, возможно, подтянет на другой уровень сельское хозяйство в районе, которому сейчас похвастаться особо нечем.
На свободных площадках того же Тутаевского моторного завода намереваются строить завод газовых турбин. В ближайшее время там заработает совместное российско-германское производство по выпуску резинотехнических изделий: известных всем автомобилистам резиновых прокладок под автомобильные детали.
Одним словом, живы будем – не помрём. Однако сама по себе позиция Минфина вызывает скептическую ухмылку: уж не была ли программа лишь сладкой морковкой, за которой из трясины кризиса потянулись моногорода? Потянулись и вытянулись, оставшись обсыхать на берегу без помощи и обещанной морковки. Конечно, Алексею Кудрину по должности положено изо всех сил экономить бюджетные деньги, однако такая политика больно бьёт по авторитету федеральной власти.
И если с Пикалёво, оказавшемся в списке моногородов-счастливчиков, всё понятно, то интересно узнать, чем это Набережные Челны, где выпускаются КамАЗы, беднее Тутаева, а нижегородское Павлово со всероссийско известным заводом ПАЗ лучше Ростова Великого, пусть официально не входящего в программу, но которому была также обещана помощь из Москвы?
20 сентября на пресс-конференции по этому поводу высказался и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. По его словам, позиция Алексея Кудрина уже давно известна и никого в шок не повергает. Тем более, что полностью финансирования моногорода не лишили.
По этой программе наш регион получил средства на ремонт и на развитие малого бизнеса. В то же время на развитие инфраструктуры и технопарков деньги выделены не были. За всё время с начала запуска программы финансовую поддержку получили всего четыре города по всей стране.
– Мы заранее понимали, что Минфин туго принимает подобные решения, – сказал Сергей Алексеевич. – И поэтому предложили наши готовые проекты в ярославских моногородах и другим инвесторам. Ну не дадут денег – всё равно будем двигаться дальше. Например, в Гаврилов-Яме уже есть инвестор на промышленную площадку. В Тутаеве же тоже есть хорошие перспективы, правда, при условии разделения сфер между инвесторами.
Итак, федеральный замах оказался на рубль, да вот удар – на копейку…
Серега | 28.09.2010 в 16:59 | ответить0
То, что проект моногородов -красивая заманиха, это было видно сначала. Спасения утопающих -дело рук самих утопающих - стало делом привычным.