А возможно, всё дело в самой воде. Нет ничего удивительнее её. Только она существует в трёх формах: жидкая, твёрдая, газообразная. Капля её точит камень. Открыто, что вода умеет помнить.
На Угличской ГЭС впервые я побывала несколько лет назад. И побывала на всех её уровнях. Ещё не было понятия о всяких евроремонтах, а здесь был обычный, обязательный для энергетиков рабочий порядок: ни пылинки. Всё, начиная от решёток машинного зала до дверных ручек на этажах, показалось мне образцом высокого промышленного искусства. Да, возможно так и было – строили гидротехнические сооружения в 30 – 50-е годы прошлого столетия сотни тысяч заключённых ГУЛАГа. Среди зэков было немало известных людей – учёных, артистов, врачей. Казалось, это они, лишённые всех надежд, вложили в здание ГЭС память о себе навсегда.
Тогда каждая ГЭС была частицей чего-то священного, на что руку поднять просто никто не мог. Поэтому так легко впускали нас энергетики в свои владения.
Потом посчастливилось мне во время ремонта одного из шлюзов побывать на Рыбинской ГЭС, ощутить ту же тишину и чистоту традиций. Потом туристическая программа привела на маленькую станцию на Буге в Молдавии, всю в цветущих розовых кустах. Потом Днепрогэс, Волхов и дальше...
Гидроэнергетики России открыли единственный в мире музей воды. Неудивительно, что первый такой музей открыли именно в России, где текут знаменитые на весь мир реки: Волга, Лена, Обь и другие, а на них целая бесконечность гидростанций, дающих жизнь всем сторонам нашего бытия. И место для музея выбрано с умом – здесь заработал первый агрегат на Волге. Уникальность музея подтвердили и ведущие специалисты – гидроэнергетики, члены международной комиссии по большим плотинам, объединяющей в своих рядах самых видных учёных и практиков отрасли. В буклете, посвящённом Угличскому музею, уверенно и решительно сказано: не посетить этот музей в Угличе так же немыслимо, как побывать в Париже и не посмотреть сокровища Лувра.
Здесь уникально всё, все одиннадцать залов. Они занимают три этажа бывшего управления Волголага. Один из залов так и называется – «Зал памяти». Здесь даже в виде музейных экспонатов детали зэковской жизни вызывают тоску и обречённость, в которой жили обитатели зон: жестяная миска, кружка, ложка. Кусок хлеба. Одежда и обувь – на все сезоны, как знак неполноценности этой части общества. И голоса, сохранённые в записях старинного телефона, рассказы бывших гулаговцев. А также книга мемуаров известнейшей деятельницы советского искусства Наталии Сац, в молодости немалую часть жизни оставившей в волголаговских бараках, а потом создавшей известный на весь мир детский музыкальный театр.
Там же на втором этаже – мрачноватое помещение руководителя «Волголага-Волгостроя
НКВД СССР» Якова Раппопорта. В небольшой комнате – подлинные предметы интерьера: счётная машинка, примитивные циркули, образцы строительной документации верхневолжских узлов, альбомы с чёрно-белыми фотографиями инженеров, моментов строительства. Ещё не было никаких компьютеров, никаких дисплеев, только где-то за выложенными деревом стенами кабинета – обречённые люди, часто с уникальными знаниями и огромным опытом работы.
Яков Раппопорт начал работать в ГУЛАГе с 1932 года, занимал должность заместителя начальника строительства на канале Москва – Волга, Беломорстрое, Рыбинском и Угличском гидроузлах, возглавлял управление по строительству в системе НКВД, был начальником Главречстроя Министерства строительства СССР. По разным данным был награждён 1, 2, 3, 4, а может и 5 орденами Ленина. На музейном снимке – 1932 год. Начальник ещё молод, но лицо как-то мучительно утомлено, наверное, уже многое он видел и знал, а сколько ещё предстояло узнать и нести всю жизнь...
Нас у входа в музей встретил журчащий фонтан: волжская вода, прозрачная, как лунный свет, нарядная, как драгоценность. А она и есть самая большая ценность нашей жизни. Возможно, как никогда, мы поняли это в недели фантастической жары.
На площадке третьего этажа музея расставлены извилистые как волны диванчики перед просторной стеной-окном. И тогда видишь во всей красоте здание ГЭС: оно – символ Углича, главный экспонат музея. На площадке установлен уникальный экспонат – настоящее рабочее колесо водяной турбины, отработавшей на Угличской ГЭС 70 лет. Именно посредством его механизмов энергия водяного потока преобразуется в механическую энергию вращающегося вала турбины, удобную для дальнейшего преобразования. Каждая из лопастей колеса весит 20 тонн, сам корпус – 40 тонн.
Музей предоставляет возможность познакомиться с другими уникальными гидроэлектростанциями планеты: самая мощная в мире китайская «Саньен», крупнейший производитель электроэнергии в мире бразильская Итайпу, самый большой каскад ГЭС на реке Ла Гранде в Канаде, крупнейшая станция в России – Саяно-Шушенская и другие уникальные объекты гидроэнергетики. С помощью специальной программы «Виртуальный музей» вы перемещаетесь на Саратовскую, Жигулёвскую, Чебоксарскую и другие станции Волго-Камского каскада.
Трудно передать словами ощущения, с которыми переходишь из зала в зал, всё больше и больше приобщаешься к феномену электроэнергии. Этому способствует и сама концепция музея – интерактивный центр. Любой посетитель может попробовать себя в роли гидростроителя: с помощью специального макета можно «построить» свою ГЭС. Хотите самостоятельно выработать электрический ток? Можете сделать это с помощью велотренажёра и генератора. А если в стереозале вы наденете специальные очки, заглянете во все уголки гидростанции, побываете внутри гидроагрегата, в потерне, шлюзе.
Электрифицированные карты, сенсорные экраны с информирующими программами рассчитаны на посетителей любого возраста. А для школы музей разработал 8 интерактивных программ, где на тематических занятиях угличане с помощью уникальных достопримечательностей – ГЭС и Волга – учат школьников познавать окружающий мир, историю, основы экономики, чудеса техники...
В книге отзывов растёт количество восхищённых записей. Туристы из разных стран и городов пишут, что увозят с собой незабываемые воспоминания о Волге, истории гидростанции, о значении гидроэнергетики в нашей жизни. Вместе с воспоминаниями и эмоциями экскурсанты могли бы увезти с собой, допустим в далёкую Америку, флакончик с волжской водой или коробочку с золотым волжским песком. Это вполне возможно – в музее есть хорошая сувенирная лавка.