От убранства того собора, которое по свидетельству историков было богатейшим, осталось немного – не больше десяти икон, которые хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея и в Ярославле – в фондах музея-заповедника и Губернаторского дома.
– Идея сделать копии с хранимых нами древних памятников пришла сразу, как только несколько лет назад заговорили о строительстве Успенского собора, – говорит директор художественного музея Алла Хатюхина. – Этот проект был поддержан Министерством культуры России и финансирован по целевой федеральной программе «Культура России». Общая стоимость проекта – более 2,5 миллиона рублей.
На протяжении двух лет в очень непростых бытовых условиях (каждый, кто хоть раз бывал в Митрополичьих палатах, знает, насколько стеснены музейщики в квадратных метрах), художники ярославской иконописной мастерской «Ковчег» писали копии знаменитых икон. При работе над современными копиями были сохранены все технологические процессы создания старинных икон, начиная с подготовки досок. Это было принципиальное условие.
– В новый храм – новые иконы, но с глубокими историческими корнями. Это не только соответствует духу времени, но и позволяет сберечь для наших потомков древние памятники, нуждающиеся в особом режиме хранения, – считает Алла Валерьевна Хатюхина.
Для копирования были выбраны знаковые для Успенского собора и всего города Ярославля иконы: точнее, две иконы и две огромные иконы-рамы, служившие обрамлением – продолжением более древних и почитаемых образов. Это домонгольская икона «Спас Вседержитель» – древний памятник, датируемый XIII веком, икона XVI века «Богоматерь Ярославская» (а, по словам заведующей отделом древнерусского искусства Виктории Горшковой, всего несколько русских городов могут похвастать подобными именными иконами), а также величественные иконы – рамы к иконам «Богоматерь Ярославская» и «Богоматерь Толгская». Войдите в личный кабинет на сайте https://22bet-ch.com/ и получите приветственный бонус
– Иконы-рамы – яркое явление ярославской православной культуры, – подчёркивает Виктория Викторовна, обращая наше внимание на уникальную деталь обрамления иконы «Богоматерь Ярославская», которую любовно прописал в своё время иконописец Иван Смирнов. Это земной шар с хорошо узнаваемой ярославской топонимикой – могучая Волга и впадающая в неё река Которосль, а над ними венцом земного шара выступает Успенский собор.
– Успенский собор Ярославля, венчающий собой весь земной шар, – можно ли представить себе нечто более величественное! – восклицает Виктория Горшкова.
Директор музея Алла Хатюхина подчеркнула, что музей, являясь бережным хранителем древних памятников, всегда выступает за развитие современного иконописания. В Фёдоровском соборе Ярославля, например, тоже есть копии икон, которые принадлежат собранию Ярославского художественного музея. Все четыре иконы уже переданы во вновь построенный Успенский кафедральный собор, они органично вписались в убранство интерьера храма.