ОТ ХОРЬКА И ДО КИТА
Вообще вирус гриппа изначально появляется в популяциях братьев наших меньших, поэтому история развития птичьего гриппа (штамма А/Н5N1) не являет собой ничего нового. Первые случаи поражения птиц этим вирусом отмечались еще в 1997 году. Правда, тогда ученые были стопроцентно уверены, что для человека птичий грипп абсолютно не опасен.
Заведующий кафедрой инфекционных болезней ЯГМА профессор Николай Алексеевич БЛАГОВ убежден, что проблема эта пока не перекочевала из епархии политической и ветеринарной в область медицинскую. В настоящее время количество жертв птичьего гриппа среди людей исчисляется десятками, а отнюдь не сотнями и тысячами. Если учесть, что от гриппа страдают еще свиньи, лошади, хорьки, тюлени и киты, нас, людей, нельзя считать жертвами этой болезни. До сих пор от птичьего гриппа умирали люди с ослабленным иммунитетом, которые, не исключено, умерли бы и от гриппа обычного (правда, тогда они не попали бы в прицел СМИ, отслеживающих это дело подробно и даже пристрастно). Но это пока... Пока надо защищаться. Имеются в продаже препараты арбидол или ремантадин – они заставляют организм вырабатывать в избыточных количествах интерферон. Можно ли их употреблять сейчас? Большого вреда не будет, тем более что, по словам наших инфекционистов, область понемногу приближается к пороговой частоте заболеваний обычным гриппом и прочими ОРВИ. Но лучше все-таки проконсультироваться с врачом на предмет возможных противопоказаний.
С решением проблемы птичьего гриппа справилась бы, конечно, вакцина. И она уже разработана, но только для птиц. Для человека ее при необходимости разработают тоже. Сегодня такой необходимости, оказывается, нет. И не потому, что нет реальной угрозы жизни людей, а потому, что эпидемия пока не началась. Прививать же людей от «куриной» разновидности птичьего гриппа бессмысленно – вирус видоизменяется очень быстро, и если появится штамм, передающийся от человека к человеку воздушно-капельным путем, эта прививка не будет иметь абсолютно никакого смысла.
Естественно, что всех волнует, насколько быстро можно такую вакцину создать. О сроках говорить беспредметно, радует хотя бы то, что такое в принципе возможно. Сумели же в военном институте одного подмосковного города создать вакцину от возбудителя африканской лихорадки Эбола – а эта задача была куда сложнее.
ИДЕТ ОХОТА НА ВОРОН?
Пока медицина работает в плановом порядке, ее сестра ветеринария давно освоила стиль форс-мажора. Куры – один из самых доступных продуктов питания – все-таки дохнут. А утки и гуси, как ни крути, все-таки летят. Опять-таки вопрос: почему одни мрут толпами, а другие, хоть и в соплях, преодолевают в полете тысячи километров? И редкая утка склеит ласты на середине пути к родным местам.
Ответ на этот вопрос ветеринария дает точно такой же, как и медицина. Дикие птицы обладают куда более сильным иммунитетом, чем домашние, особенно те, которых выращивают на конвейере по ускоренной программе. Однако дело не только в начинающихся перелетах уток и гусей.
По словам заместителя главного государственного ветеринарного инспектора по Ярославской области Владимира Александровича СЕРЕБРЯНИКОВА, наибольшие опасения у ветеринаров вызывают не домашние и не перелетные птицы. Хуже всего, как это ни печально, обстоят дела с птицами синантропными, то есть теми, кто сопровождает человека по ходу всей его истории. Перелетные пролетели – и не видно их. Ну, разве какой охотник допустит контакт с уткой или гусем. А вот что делать с воронами, которые так и шныряют то по ближним лесам, то по-над городами? Что делать с чайками, кормящимися и на помойках вместе с бомжами, и на озерах – из одной тарелки с перелетными птицами? С воробьями, лезущими буквально в каждую щель... И ведь даже зима, суровее которой не припомнить, их поголовье не снизила. Отчасти уменьшилось только количество ворон, которым нынче нелегко добывать пропитание из новых контейнеров для мусора.
Наши урбанизированные птицы являются еще более опасными переносчиками заразы, нежели их дикие сородичи. Проживают в гари и дыме, питаются продуктами большой и малой химии и возводят гнезда из полиэтиленовых пакетов – каким гриппом смутишь их заскорузлый иммунитет?
Надежды нашей ветеринарии возлагаются в основном на вакцину, которая уже синтезирована и допущена к повсеместному применению (начнут с южных регионов, где перелетные птицы появятся первыми). И на меры карантинного характера, которые, впрочем, дадут эффект только на больших птицефабриках. В частных подворьях вряд ли кто-то будет особенно пристально следить, чтобы куры не бегали по двору. Санитарно-эпидемиологическая служба настаивает только на том, чтобы дальше частного подворья птица не забредала...
ЯЙЦА КРУТЫЕ – НЕ РОКОВЫЕ
При инфицировании птичьим гриппом часть кур все-таки выживает, и их поголовье можно восстановить в считанные месяцы за счет тех птиц, в организмах которых образуется устойчивый естественный иммунитет.
Важнее, как уберечь людей. И тут санитарно-эпидемиологические службы уповают почти исключительно на уже упомянутые нами препараты, которые способствуют профилактике любых вирусных инфекций, вызывающих острые респираторные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем.
Правда, сегодня этот вопрос санитарно-эпидемиологической службы решается исключительно в муниципальных образованиях. Те, в свою очередь, исходят из возможностей собственного бюджета.
Однако, по словам заместителя главного санитарного врача области Татьяны Александровны ДРУЖИНИНОЙ, пока все муниципальные образования нашего региона закупают эти препараты в количествах, соответствующих потребностям населения при обычном весеннем всплеске ОРВИ. При необходимости будут закупать и больше – пока, слава богу, такой необходимости не возникает...
Наибольшую же ставку медики сегодня делают на меры профилактики. Разработаны несколько памяток, объясняющих, как содержать птиц в част-ных подворьях, что делать при первых симптомах возникновения болезни и каким образом обезопасить себя, разделывая собственноручно добытую дичь.
– Птичий грипп, конечно же, не пройдет мимо Ярославской области, – заметила Татьяна Дружинина, – однако поводов для паники не существует. В России, и в Ярославской области в том числе, плотность населения невелика, а площади природных ландшафтов, где перелетные птицы могут существовать практически в полной изоляции от человека, несравнимо больше, чем в Европе и Азии.
Вывод из этого можно сделать один – пока человеческий иммунитет способен сдерживать напор заразы, предоставим курам возможность паниковать. Поскольку (и это скажет любой иммунолог) человеческий иммунитет накрепко «завязан» на психоэмоциональную сферу. Однако не забудем и про то, что береженого Бог бережет – курицу до некоторых пор безопаснее покупать все-таки в магазинах. А яйца варить минут по десять – невкусно, конечно, зато безопасно.