«Северный край» писал об этом уголке города несколько раз, рассказывал о Коковцевых, в числе которых были и герой войны 1812 года, и преемник Столыпина, и их многочисленные родственники, похороненные на кладбище соседнего села Лучинского и на русском кладбище в Париже. Рассказывали мы и о последних новос-тях, когда инициативная группа местных жителей обратилась к федеральным властям с просьбой восстановить усадьбу в рамках подготовки к 1000-летию города, дабы превратить её в «объект культурного и туристического назначения». Ответ пришёл обнадёживающий: в нём содержалась просьба к руководству города принять участие в судьбе усадьбы.
Сказать, что это участие обозначило начало возрождения, было бы сильным преувеличением. Но несколько важных шагов действительно на сегодняшний день сделано. Часть усадебного дома передана в аренду Ярославскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Это главное. Стали проходить встречи, концерты, выставки. А нынешним летом здесь начались, а частично уже выполнены небольшие по объёму, но очень важные работы. Общественный совет культурного центра «Усадьба Коковцевых» обратился, например, в администрацию Фрунзенского района с просьбой оказать дому первоочередную помощь: отремонтировать крышу, почистить парк, убрать из него частные гаражи и вычистить пруды.
И вот, несмотря на предъюбилейную лихорадку, в усадьбу, где десятилетиями ничего не делалось, были присланы рабочие. Одни из них пусть не капитально отремонтировали, но залатали крышу, после чего она перестала течь. После дополнительных визитов в управляющую компанию нашлись наконец труба и крепёж, чтобы слесарь перекрыл воду, заливавшую подвал. Администрация развесила объявления с призывом к жителям убрать самовольно построенные гаражи – два из них уже убраны. Зеленхоз прислал комиссию, а потом мужичков с пилами, которые провели санитарную чистку парка.
Но самым удивительным событием стала чистка прудов. Она не проводилась, наверное, со времён Коковцевых, и собравшиеся местные жители наблюдали за ней с нескрываемым интересом. Бригада рабочих, как выяснилось потом, ивановцев, по горло в воде вытаскивала на сушу старые покрышки, бутылки, куски железа, прогнившие пни и ветви деревьев. Когда на берегу оказалась тяжеленная железяка метра в полтора длиной, один из зрителей восторженно закричал: «Танк, танк!» Оказывается, это была любимая игрушка ребятни из детского сада, располагавшегося когда-то в усадебном доме, а этот зритель – бывший его воспитанник.
В распоряжении ивановцев были надувная лодка и грабли, так что работали они практически вручную. Как выяснилось, они специализируются на подобных работах, имеют немалый опыт и оказались в Ярославле, выиграв тендер. Бригаду возглавляли два крепких парня: один – учитель физкультуры, другой – электронщик, который занимается подводным плаванием. Работа была выполнена аккуратно, весь мусор собран и увезён.
Правда, с осевшим на дне метровым слоем тины ничего сделать не удалось. Её пытались собирать сетями – бесполезно. Говорят, для полной очистки прудов надо спустить из них воду. Жители разобрали бы ил на удобрения. Но это слишком серьёзная операция, которая потребует консультации экологов и других экспертов, к чему здесь пока не готовы.