Проверка мастерства состоялась в середине рабочей недели на территории троллейбусного депо № 2. Участие в конкурсе приняли 24 водителя. Несмотря на немаленькое число участвующих, мероприятие не повлияло на количество вышедших в рейс троллейбусов.
– Попросили водителей, у которых выходной день, выйти на работу, чтобы дать возможность выступить их коллегам в конкурсе, – сказал заместитель директора «Яргорэлектротранса» Иван Замараев. – Работники депо отнеслись к нашей просьбе с пониманием.
Среди участников конкурса были как мужчины, так и женщины, надо сказать, представительниц прекрасного пола было больше. Профессия «водитель троллейбуса», несмотря на свою техническую сложность, не считается, да и никогда, наверное, не считалась, чисто мужской. Женщины-водители великолепно владеют «баранкой», разбираются в сложной механике троллейбуса да и на крышу транспортного средства, чтобы поправить троллейбусные штанги, влезают не хуже мужчин.
– В работе женщины более аккуратны и дисциплинированы, нежели мужчины, реже попадают в дорожно-транспортные происшествия, – рассказал Михаил Фёдорович, начальник отдела управления по безопасности дорожного движения «Яргорэлектротранса».
Для судейской же бригады все участники конкурса равны. Конкурсантам, которые были облачены в белые рубашки с галстуками и тёмного цвета брюки или юбки, предлагалось пройти пять этапов. Проверяли знания технического устройства троллейбуса, правила дорожного движения, культуру обслуживания пассажиров, приём транспортного средства перед выездом в рейс. Но самым интересным и захватывающим среди этапов было прохождение трассы с препятствиями. Перед водителем ставилась задача объехать на троллейбусе выставленные макеты колодцев, заехать в бокс задним ходом, проследовать змейкой между фишками. За каждое задетое препятствие начислялись штрафные очки, которые прибавлялись к итоговому времени. Скорость на этом этапе не главное. Миновать препятствие – вот на что прежде всего должны были обратить внимание водители. Трудность прохождения трассы, и особенно заезд в бокс, отмечали все участники конкурса.
Но главным соперником, который существенно мог повлиять на итоговый результат, всё-таки называли собственное волнение. Только опытным водителям было под силу выйти из противоборства с ним победителем.
Виталий Царев трудится в «Яргорэлектротрансе» вот уже 16 лет. За это время несколько раз участвовал и побеждал в конкурсе. За его плечами и участие во Всероссийском конкурсе водителей троллейбусов. Он прекрасно и, самое главное, без ошибок проехал трассу. Десятитонный электрический конь отлично слушался Виталия: передние колёса мгновенно реагировали на движения руля, троллейбус, чуть кренясь набок, неохотно, поскрипывая всеми частями подвески всё же входил в поворот.
Беспрекословно выполняла машина все приказания Виталия и при заезде в бокс задним ходом. Надо сказать, что проехать между выставленными фишками, которые имитировали въезд в бокс, было непросто – расстояние между ними составляло около трёх метров, тогда как габаритная ширина троллейбуса – два с половиной метра. Ориентироваться водителю в таких условиях приходилось только по зеркалам заднего вида. А это, безусловно, непросто.
Сложность заезда в бокс была ещё и в том, что водители троллейбусов в своей практике очень редко сталкиваются с ситуациями, где машине нужно передвигаться задним ходом. Поэтому и навыки не такие высокие. Однако Виталий и с этим заданием справился великолепно.
– Самое главное – не волноваться, – поделился секретом успеха он. – С эмоциями надо уметь справляться. Они – помеха в работе.
На трассе Виталию ни одно из предлагаемых испытаний не показалось сложным.
– На работе мы сталкиваемся с этим ежедневно: в пробках приходится маневрировать, выдерживая миллиметры, объезжать люки, – объяснил он.
Виталий вновь оказался на пьедестале почёта. Реноме самого мастеровитого водителя ему предстоит подтвердить в сентябре в Новосибирске, где пройдёт четырнадцатый Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей троллейбуса.