– Сидите у себя в редакции. На работу, наверное, на машинах ездите. А вы ножками, ножками. Или на общественном транспорте. Остановка «Моторный завод» – потом поговорим. Я ещё позвоню, – и брякнул трубку.
На машине я лично на работу не езжу, на заводе по делам бываю постоянно, но на всякий случай отправляюсь снова – кто знает, что там случилось. К счастью, никаких ЧП, всё как всегда. Но я уже начинаю догадываться, в чём дело.
Дня через два он позвонил снова.
– Ну и как?
– Что вы имеете в виду?
– Я имею в виду подземный переход, большего позора в городе нет, – загремел голос на том конце трубки.
Так я и знала. Если что-то и может вызвать здесь столь сильные эмоции, то только эти катакомбы. Кто-то, возможно, сочтёт такой образ сильным преувеличением, но в данном случае я со своим громогласным собеседником согласна. Более приятными словами описать это сооружение вряд ли возможно (на снимке вверху).
Полуразрушенные ступеньки, на которых запросто можно свернуть шею, полумрак, размалёванные сверху до низу стены, грязь. В последний раз я в довершение всего обнаружила, что кто-то пользуется подземным переходом ещё и как общественным туалетом.
Мой собеседник делился своими собственными впечатлениями, и я его очень хорошо понимаю. Человек проработал на заводе много лет. В последние годы бывает здесь от случая к случаю, и то, что он видит в нескольких шагах от главной проходной, которая всегда была лицом завода, его глубоко ранит.
Он прав, когда говорит, что это неуважение к рабочему человеку, да вообще ко всем, кто работает на заводе. К предприятию в целом. Прав в том, что в год 1000-летия Ярославля кто-то из гостей захочет, возможно, хотя бы со стороны взглянуть на Ярославский моторный, который справедливо считается одной из достопримечательностей современного города. И совсем не обязательно, что это будет организованная экскурсия, когда всех подвезут на автобусе. Очень возможно, что кто-то решит добираться до завода самостоятельно. Спустится в подземный переход, и потом никакие, самые яркие картины праздничного города уже не перебьют того, что он здесь увидит.
Николай Иванович оказался человеком осведомлённым. Дочь его соседей работает на заводе и как-то обмолвилась, что ремонт перехода вроде бы записан в коллективном договоре.
– Только вы проверьте, – не снижал он прежний наступательный тон. – А то мало ли что. Конференция по коллективному договору когда была, а никакого намёка на ремонт нет.
Проверяю. Звоню председателю профкома моторного завода Елене Николаевне Жуковой. Действительно, подтверждает та, по коллективному договору на четвёртый квартал этого года в подземном переходе запланирован ремонт... ступенек. И явно понимая, что это звучит по меньшей мере странно, добавляет: раскрошенные ступеньки стали уже травмоопасными. Большего, к сожалению, добиться профкому не удалось.
Но почему только ступенек? Почему в четвёртом квартале? И почему всего этого нужно добиваться?
Звоню директору по персоналу – заместителю генерального директора ОАО «Автодизель» (моторный завод) Александру Германовичу Гончарову.
Увы, просто так с ним не поговоришь. Только через пресс-секретаря. Предварительно представив вопросы. У меня их немного. В чьём ведении всё-таки находится подземный переход? Кто-то говорит, что в ведении завода, кто-то – города, кто-то – что это вообще спорная территория. Как на самом деле? И ещё один вопрос: когда всё-таки подземный переход будет отремонтирован? Весь, а не частично.
Ничего взрывоопасного в вопросах «Северного края», как мне казалось, нет. Но, получив их, Александр Германович предпочёл не отвечать лично и переадресовал меня к той же Жуковой, которая якобы будет снабжена всей необходимой информацией.
Звоню в профком снова. Самое важное, что сообщает на этот раз Елена Николаевна, состоит в том, что, по уточнённым данным, подземный переход принадлежит всё-таки моторному заводу. А площадь перед проходной – Дзержинскому району. Отсюда и некоторые нюансы, сами понимаете.
Что касается ремонта, то к сказанному ранее моей собеседнице добавить особо нечего.
– На четвёртый квартал, как я вам говорила, в коллективный договор записан ремонт ступенек, да и то нам эта запись далась с большим трудом. Теперь договорились сделать ремонт перехода быстрее. Но когда и в каком объёме конкретно, не могу сказать. Во всяком случае профком планомерно на этом настаивает.
Перед кем настаивает? Конечно, перед руководством предприятия. Но упоминать всуе конкретные имена на заводе не принято.
Свою лепту в то, чтобы усовестить уважаемую дирекцию моторного, вносит территориальная администрация Дзержинского района. О результатах последних переговоров главы района Михаила Михайловича Цветкова с уже упомянутым Александром Германовичем Гончаровым поведала «Северному краю» заместитель главы Дзержинского района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Антонина Владимировна Киреева.
– Мы знаем, что у них записано в коллективном договоре, но ни четвёртый квартал, ни одни только ступеньки нас, конечно, не устраивают. Разговор шёл о том, что завод до 1 сентября проведёт ревизию электроосвещения, санитарного состояния, сделает текущий ремонт.
Разговор шёл, а к чему пришёл и обернётся ли конкретными делами, мне лично как корреспонденту до конца так и осталось неясно.
В городе есть ещё один многострадальный подземный переход – на проспекте Фрунзе, у остановки «Корабельная» (на снимке внизу). Главное отличие от перехода у моторного у него одно – им никто не пользуется, народ перебегает дорогу поверху. В остальном почти то же самое: грязь, темень (на весь переход две еле мерцающие лампочки), исписанные стены, мешки с мусором у входа в подземелье. Встречная женщина сказала, что спускаться вниз просто страшно. Я всё-таки прошла эти несколько десятков метров, ориентируясь на крошечное пятнышко света впереди.
Сверху проспект Фрунзе сиял заново уложенным асфальтом. Аккуратные линии бордюрного камня обозначали подготовленные к асфальтированию тротуары. Рядом с остановкой весело плескался на ветру парус великолепного цветника, сделанного в виде яхты в натуральную величину. Вся она от борта до киля наполнена цветущими бархатцами, и никто не покушется на всю эту красоту. А в подземном переходе пакостят – почему? Красота к красоте, грязь к грязи? Но главное, похоже, в том, что и этот переход чужой в городе. Так сказать, нежеланное дитя среди других, желанных сооружений.
Звоню главе Фрунзенского района Андрею Дмитриевичу Удальцову. Он и разговаривать не стал: «Все вопросы в департамент городского хозяйства к Скорупскому».
Николай Михайлович Скорупский, заместитель директора этого департамента, принимает пас и отправляет его обратно:
– За содержание подземного перехода отвечает Фрунзенская администрация.
И с нескрываемым раздражением встречает дальнейшие расспросы редакции:
– Убирает в переходе РЭУ-3, и вообще у меня совещание.
А потом как одолжение, как подарок корреспонденту всё-таки добавляет:
– В ходе реконструкции проспекта Фрунзе он будет отремонтирован.
Правда, радости от такого «подарка» почему-то не испытываешь. Во-первых, потому что вряд ли кто будет разводить сейчас, перед юбилеем, грязь на только что отремонтированном проспекте. Во-вторых, убирать переход после ремонта будет, наверное, то же РЭУ-3. Кроме того, главный вопрос: кто же всё-таки за него отвечает, так и остаётся открытым.
Похоже, самое время разобраться с подземными переходами в принципе. Ярославлю с ними не везёт. Тот, что у ТЮЗа, замурован, похоже, навеки. О двух якобы действующих мы только что рассказали. Сейчас строят ещё один – на пересечении Московского проспекта и Большой Фёдоровской. Неужели и он превратится со временем в такие же катакомбы?
Наконец, никто не отменял идею построить некий культурно-торговый центр, примыкающий к Знаменской башне, сразу с несколькими подземными переходами на близлежащие улицы. Представляете?..